1 мая на телеканале РЕН ТВ состоится показ многосерийного фильма «Зло», экранизации одноименного детективного романа Эдуарда Хруцкого. По сюжету действие происходит в 1979 году. Журналист Юрий Ельцов (Даниил Страхов) помогает своему другу, следователю Игорю Анохину (Евгений Харитонов) в расследовании убийства и ограбления известной балерины; через своего брата Ельцов выясняет, что к преступлению причастен кто-то из ЦК. В то же время авторитет Ястреб (Эдуард Флёров) организует побег из тюрьмы вора-медвежатника Махаона (Павел Трубинер), который теперь должен помочь ограбить банк в Ереване. Ограбление проходит успешно, но затем люди Ястреба пытаются убить Махаона и его напарника; вору удается выжить, и он решает обратиться за помощью к своему другу детства — журналисту Ельцову.
Произведения Хруцкого (1933—2010) переносились на экран много раз — по ним были сняты фильмы и сериалы «На углу, у Патриарших», «Приступить к ликвидации», «Последняя осень», «По данным уголовного розыска». Производством сериала «Зло» занимался сам РЕН ТВ в сотрудничестве с кинокомпанией «Пиманов и партнеры»; премьера фильма состоялась в этом году на онлайн-сервисе Wink. Накануне эфирной премьеры «Зла» aif.ru поговорил с исполнителем главной роли актером Даниилом Страховым о самом проекте, о его отношении к этой экранизации романа Хруцкого, а также о том, почему российские кинематографисты часто обращаются к советским временам.
Игорь Карев, aif.ru: В сериале «Зло» вы играете журналиста, который ведет расследование серии жестоких преступлений. Почему вы согласились на эту роль?
Даниил Страхов: Не могу сказать, что меня покорил сценарий, буду честен. Сценарий был сырой, главный герой терялся в каскаде перипетий других персонажей, и это требовало определенной доработки — и герой, и сценарий в целом. За сценарий полностью я отвечать не мог, но после прочтения первоисточника, романа Эдуарда Хруцкого «Зло», мне показалось, что с этим героем мы сможем прожить кусок интересной жизни вместе. Я многое по своей линии предлагал и менял. Насколько это повлияло на конечный результат, трудно сказать.
— Расскажите о вашем персонаже — каким вы его сделали?
— Ельцов — безусловно, положительный герой и в романе, и в сценарии. Но под маской успешного журналиста и неподкупного борца за справедливость скрывается одиночка, для которого война — это необходимость. Он из породы разрушителей систем, которые призваны менять мир. В числе таковых — революционеры и покорители вершин, реформаторы и великие ученые. Они так устроены. Но среди людей подобного рода есть и преступники, для которых противодействие существующим правилам приобрело такую форму и устроило их внутреннею суть. Одиночка по природе своей, Ельцов честно делает свое дело как журналист, получая все блага от системы, которую ни в грош не ставит. И за это неуважение система ему ответит. С другой стороны, прогнившая насквозь коррупционная схема позднего Советского Союза, защищаясь от Ельцова и его товарищей, странным образом бережет его, не сметая со своего пути. Когда враждебная среда терпит своего врага, это признак уважения. Парадокс. За всем этим сюжетом про борьбу с коррупцией скрывается гордец, а не просто рыцарь без страха и упрёка. Как чисто русский герой, Ельцов путается в женщинах и мучает всех — и друзей, и возлюбленных. Не любя жену, он не расстаётся с ней, пробуждая в ней всё самое дурное. И он же переходит через границу дозволенного и сам начинает карать, когда сил оставаться человеком больше не остаётся. Путаник и гордец, рыцарь и палач — так много всего в этом персонаже, что, посмотрев на него внимательно, точнее, только почувствовав, потому что сразу это сформулировать невозможно, я решил рискнуть. Возвращаясь к сценарным несовершенствам — многое не было исправлено и, даже будучи сыграно, не нашло себя в монтаже. Поэтому можно сказать, что я рассказываю вам о своём кино, которого вы не увидите. Впрочем, это нормально.
— В одном из интервью вы говорили, что часто ищете в сценарии свой сюжет и своё звучание. Каким стал ваш сюжет для сериала «Зло»?
— По сути, все мы по отдельности снимаем своё кино, актёры, гримёры, художники и т. д., и лишь воля режиссера, если она есть, и шоураннера, если он присутствует в том или ином виде, сводит калейдоскоп разных взглядов на картину в единое целое. Но бывает и по-другому. Бывает, это делает внимательный режиссер монтажа, которому даётся всё на откуп, а, бывает, что при всех усилиях картина не складывается, хоть ты режь, и никто не поможет. Сколько картин — столько сюжетов, каждый раз это отдельная жизнь, отдельный организм. Иногда происходит чудо — и результат превосходит твои ожидания. Но чаще ты на чудо надеешься, и только лишь.
Можно сказать, что я, подобно своему герою, люблю ставить на «зеро». И если выбирать: или ты тянешь непосильную ношу, где есть потенциал в персонаже, но всё против тебя и шансов мало, или же ты берешь вместо этого заведомо линейную работу, скучную и предсказуемую, и результат тоже известен заранее — «проскочит», и все будут довольны, — что возьмёшь? Я выберу первое.
— В вашей фильмографии достаточно много фильмов исторического плана, и заметная часть из них посвящена именно советскому времени — это «Ленинград 46», «Апофегей» и «Фарца», но можно отнести и «Мы из будущего» с «Исаевым». Насколько близок вам этот период как человеку? И насколько интересно играть людей из СССР как актеру?
— Недавнее прошлое — это наш потерянный рай, наша возможность поговорить со своей молодостью, с ушедшими родителями, со всем лучшим, что, возможно, в нас есть. Это наша возможность оправдаться в чем-то перед самими собой, ведь прошлого не вернуть и ошибок не исправить. «Мы из будущего» — по жанру сказка, и это хорошая попытка рассказать тогдашнему молодому поколению о том, что нельзя судить о прошлом мерками сегодняшнего дня. Не стоит предлагать своим прадедам свою систему координат. Ведь так же тогда и с тобой поступят твои правнуки. Если они, конечно, у нас будут. Для того, чтобы не молотить пустое, нужно образование, читай — культура. С этим всё больше беда, культура заменяется пропагандой, которая сама по себе и не плоха, если, простите за тавтологию, культурна. Читая последние сценарии, требующие от создателей сформировать новый взгляд на историю, задаешься первым вопросом: где твоя мера ответственности? «Исаев» в этом смысле — это культурная попытка рассказать о человеке столетней давности, полувыдуманном, полунастоящем. О нашем русском человеке, на осколках одной империи, пытающемся создать что-то другое, без лозунгов про справедливость и правду, но жертвуя самым дорогим, что может быть у молодого человека — его земной любовью, любовью к женщине. Мне жаль, что эту картину списали в утиль. Она удивительно актуальна сегодня, хорошо снята прекрасным, недавно ушедшим оператором Михаилом Сусловым, хорошо сыграна и рассказана. Мы, к сожалению, находимся в исторической спирали, всё повторяется, мы вновь на разломе — и разобраться подчас очень трудно, что же со всеми нами происходит. Картина — про это. Хорошо, что она идет на кабельных каналах.
— Вы признавались, что актером стали спонтанно — вместо того, чтобы учиться на юриста, подали документы в театральные вузы. Дело было более тридцати лет назад, и, наверное, вы уже можете подвести некоторые итоги?
— Итоги подводить — это как-то глупо. Жизнь мудрее нас, сама всё подведёт без нашего участия. Мне кажется, я точно выбрал дело своей жизни и иду по этому пути достаточно честно, чтобы не жалеть ни о чем. В своих ошибках ты себя же и жалеешь, если про жалость. Но без ошибок — как стать человеком? Как строить свою жизнь, свою совесть без непоправимого? Вопрос цены, масштаба содеянного — безусловно. Тут, скорее, я пожалею ближнего или хотя бы попытаюсь, ведь в жалости есть снисхождение, чем пожалею себя. Моя профессия, если отскочить от первых ступеней в ее проявлениях, от самолюбования, самоутверждения, от гордыни, в конце концов, если пережить в себе эту стадию, то актерство — путь к самопознанию, зеркало перед собой. Это иногда захватывает, но чаще не особо приятно. Хочется разговаривать с собой честно, если вы про итоги. Иначе как можно играть Макбета, не понимаю. Или Онегина. Первого уже не увидеть, а на «Онегина» приходите.*
* Страхов играет в спектакле «Онегин», поставленном в рамках «Содружества Актёров Музыкантов и… (САМи)».