Домой Новости Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

9
0

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

ЛуАЗ-967

Приоритетная техника

В Российской Армии сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, практически вся бронированная техника, за исключением танков, неплохо умеет преодолевать водные преграды вплавь. Хорошо это или плохо в контексте СВО, анализировать будут уже после завершения конфликта, но налицо несколько фактов. Умение плавать для российских боевых машин пехоты – это следствие компромисса. Жертвой этого компромисса явно стал уровень бронирования боевой техники.Впервые ясно это стало на Афганской войне, когда БМП, предназначенные для атомного апокалипсиса, не очень подходили к борьбе с партизанами, да еще в горной местности. Выводов никто соответствующих не сделал. На это, откровенно говоря, не было ни средств, ни времени – Советский Союз стремительно разрушался. В итоге в армии появилась БМП-3, очень неплохая машина, но она была бы гораздо лучше, если бы не её способность плавать. И этот принцип касается любой бронетехники Российской Армии – умение преодолевать водные преграды вплавь очень органично могло быть компенсировано большим бронированием.Если рассматривать колесную технику Российской Армии, то здесь, наоборот, нет плавающих машин. И это второй парадокс, хотя и достаточно объяснимый. Легкая бронетехника типа БМП, БТР и БМД в ходе боевых действий должна была оперативно форсировать водные преграды в местах, где их противник не ждал. Подразделения захватывали плацдарм и создавали условия для наведения понтонного моста. Вот по нему шли танки, артиллерия и колесная техника, которая плавать не умела. В крайнем случае, переброску легкой сухопутной техники осуществляли гусеничные плавающие транспортеры ПТС-2. В этой концепции не было места КамАЗам и Уралам с водометными движителями. Хотя так было не всегда.

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Перспективные «Уралы» в свое время пытались научить плаватьНа рубеже 60-70-х годов прошлого столетия советские конструкторы пытались научить «Урал-375» плавать. Причем сделать это пытались без значительной перестройки кузова. Предполагалось, что «Урал» наденет на себя поплавки, а сзади прицепит гребной винт. Испытания показали принципиальную возможность существования таких амфибий, но уж слишком долго приходилось готовить машины к водным процедурам. От идеи отказались. Чтобы вернуться к ней в проекте «Суша».Это была масштабная история превращения перспективных «Уралов» серии 4322 в плавающие машины. Только теперь машины должны были заходить в воду прямо с марша, с минимальной технической подготовкой. Как мы знаем, ничего из этих проектов серийного не получилось. Военных справедливо смущала высокая стоимость амфибий, а также специфические требования к эксплуатации подобной техники. На части экспериментальных грузовиков бортовой кузов был герметичной лодкой, поддерживающей машину на плаву. Как надо было следить за состоянием конструкции, чтобы грузовик при очередном плавании не пошел ко дну?На тот момент целесообразность в технике подобного класса в Советской Армии не обнаружилась. Как нет её и сейчас на полях СВО – плавающий грузовик, наверное, последнее, о чём мечтают фронтовики. Чего нельзя сказать о лёгких амфибиях, которые вполне могли бы занять место в рядах Российской Армии.

Амфибия переднего края

С универсальными плавающими машинами в нашей армии всегда было туго. Если углубиться в историю, то в памяти сразу всплывают две характерные разработки, так и не ставшие серийными – УАЗ-3907 «Ягуар» и ВАЗ-2122 «Река». Первая амфибия появилась в 1989 году и разрабатывалась на базе сухопутного 469-го «уазика». Характерный водоизмещающий кузов придавал машине немного неуклюжие очертания, но это было неизбежно для компактного джипа, пытающегося научиться плавать. И он научился. В ходе испытаний машина прошла по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но наступил 1991 год, и об оборонном заказе на экзотическую машину можно было забыть.ВАЗ-2122 «Река» был создан в рамках справедливого требования – каждый автомобильный завод должен выдать армии что-то полезное. В Тольятти предложили амфибию на базе «Нивы» для командира роты. Машинка получилась ладная и вполне способная к боевым действиям. Но в 1988 году умы в Министерстве обороны СССР решили, что легкая амфибия больше не нужна армии. «Реку» с «Ягуаром» теперь можно встретить только в заводских музеях.

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Плавающие ВАЗ-2122 «Река» и УАЗ-3907 «Ягуар» Если немного пофантазировать и представить, что амфибии из Ульяновска и Тольятти все-таки дошли до войск. Какую бы нишу занимали их потомки в Российской Армии, в общем, и на спецоперации, в частности? Вопрос явно дискуссионный, но мы неоднократно наблюдали диверсионные группы россиян, перемещающихся по дельте Днепра на моторных лодках. То есть для преодоления незначительных по ширине водных преград требовалось иметь сразу два транспортных средства – машину для доставки к берегу и лодку. Вроде бы и некритично, но достаточно вспомнить протяженность водных преград в Херсонской области в пределах дельты Днепра, чтобы понять востребованность амфибий. А когда представим наступление Российской Армии на берега Днепра по всему фронту, то здесь нехватка легких амфибий встанет в полный рост. Далеко не везде можно форсировать реку на тяжелых и заметных БМП и БТР, а легкий автомобиль здесь как нельзя кстати. Здесь нельзя не вспомнить еще про одно чудо советской инженерной школы – транспортер переднего края ЛуАЗ-967.

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

В Рязани экспонируется редкий ЛуАЗ-1901 — эволюция транспортера переднего края ЛуАЗ-967. Легкую амфибию, разработанную на базе «Запорожца», военные запросили для работы на самом переднем крае. Говорят, это случилось после Корейской войны, когда потребовался небольшой автомобиль, способный перевозить раненых, боеприпасы и провизию под огнем противника. И при этом уметь плавать. Не находите параллелей с условиями специальной военной операции? Примерно для этих целей Россия закупает у Китая мотовездеход Desertcross 1000-3. Хорошая машина, если бы не три «но».

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

Риторический вопрос — много Desertcross 1000-3 может взять на борт лежачих раненых?Первое – техника совершенно не предназначена для транспортировки лежачих раненых. Багги и мотовездеходы вообще не про это. Умельцы, конечно, сооружают внешние рамы для фиксации лежачих, но это неполноценное решение. Второе – багги не умеет плавать, и с этим ничего поделать нельзя. И, наконец, третье «но» – это иностранное происхождение Desertcross 1000-3. Китай нам пока друг, но все же.

Амфибия переднего края – недостающее звено Российской Армии

ЛуАЗ-967Даже беглый взгляд на платформу транспортера переднего края ТПК указывает на возможность эвакуации двух, а то и трех раненых лежачих бойцов. При необходимости машина может и в воду уйти – срезать путь или обойти опасный участок. Минирование озер и рек пока не стало массовым на СВО. Приземистый силуэт ТПК идеален для диверсионных операций, связанных с преодолением водных артерий. Не исключено, что пригодится и уникальная возможность управления транспортером из положения лежа на животе.О восстановлении производства амфибий переднего края речи сейчас нет. Промышленность разрабатывает отечественные аналоги Desertcross 1000-3, дабы скорее импортозаместить машинку. Компетенции производства транспортеров переднего края потеряны, да и были они совсем не у России, а у вражеской теперь Украины. Но если мы действительно не отказываемся от ведения боевых действий на европейском театре боевых действий, без легкой амфибии будет непросто. Первые опытно-конструкторские работы по проблемному направлению начинать надо было еще вчера. Завтра может быть уже поздно.

  • Евгений Федоров