Домой Земляки Азбука наций

Азбука наций

3389
0

Не знаю, как у  вас, но лично у меня Иваново-Родионовский  всегда ассоциируется с лошадьми. Даже на въезде в село на стеле красуется вздыбленный жеребец.

В Промышленновском районе больше нет деревни, где было бы столько лошадей и лошадников. У кого-то с конями связана работа, а для кого-то лошади стали судьбой.

А кто не знает знаменитых беговых рысаков из Иваново-Родионовского? Их в деревню в 1989 году начал завозить тогдашний директор совхоза «Маяк» Анатолий Долбня. Страстный любитель лошадей решил заняться племенным коневодством. С тех пор в Иваново-Родионовском появилась своя конюшня, которую со временем  узнала вся Россия. За породистыми лошадьми покупатели ехали именно сюда.

Еще десять лет назад племенных лошадей в «Маяке» насчитывалось свыше 200 голов.

Далеко за пределами Промышленновского района известны имена местных любителей лошадей Николая Степанова, Бориса Курицына, Сергея Зиновьева. Их эстафету переняла  младшая дочь Бориса Курицына, двадцатилетняя Валентина (на фото).

Девушка признается, что любовь к лошадям у нее с самого раннего детства.

– Еще до школы ходила с папой и старшим братом на конюшню, – рассказывает Валя. –  Толик очень любил лошадей. А как он держался в седле! Я хотела во всем походить на старшего брата.3

– У сына врожденный дар общения с лошадьми, – подхватывает Борис Курицын. – Представляете, трехлетним пацаном угнал у меня коня! Я приехал на обед, привязал коня с телегой к воротам и спокойно сижу, щи хлебаю. Вдруг вбегает старшая дочка: Толик угнал коня! Я на улицу – ни Толика, ни Ягуара. Ну как это? Трехлетний малыш и угнал коня?! Бегу по улице, а сам только одно думаю: лишь бы с сыном ничего не случилось. Смотрю, паренек постарше остановил коня, развернул его, а Толик сидит в телеге как ни в чем не бывало, держит вожжи и спокойненько так управляет конем, приговаривая: «Но! Но!».

А однажды наш Ягуар разбушевался. Сорвался, носится. Никто с ним совладать не может. Боятся. А Толик подошел, обнял его за ноги, прижался всем тельцем – конь вмиг успокоился.

– Я тоже села на коня в три года, – делится Валя Курицына. – На тяжеловоза по кличке Карат меня посадил дядя Вова Зиновьев. – А самой первой моей лошадью была чистокровная английская верховая кобыла Примадонна. Я начала тренировать ее в свои одиннадцать лет.

А в двенадцатилетнем возрасте Валя уже приняла участие в скачках. И, несмотря на сложный старт, со свечи, заняла первое место.

– Лошади как люди, – говорит девушка. – Они все чувствуют, все понимают. В их глазах – все! И любовь, и обида, и упрямство…

– А еще лошади чувствуют энергетику людей, – присоединяется Николай Степанов. – Кто с добром пришел, а кто со злом. Дурного человека за версту чуют! Был случай, когда в деревню приехали цыгане, чтобы купить племенного жеребца. Старый  Карат, который уже прощался с жизнью, поднял такой бунт! В станках разносил стены! Жеребца тогда цыганам не отдали. Они уехали  – и Карат успокоился.

– Вообще, все наши деревенские ребятишки прошли через конюшню, – рассказывает Николай Степанов. – Сын Сергея Зиновьева – Илья в 14 лет на закрытии летнего бегового сезона умудрился обойти всех основных конников! Было это 14 лет назад. Теперь Илья  уже взрослый, занимается частным подворьем.

Илья брал пример со своего отца, Сергея Зиновьева.5

– Зиновьев был не только старшим конюхом, но  и очень серьезным наездником, – вспоминает Курицын. – Помню, однажды на скачках Сергей чудом остался жив. Скакал на чистокровной верховой кобыле Гостье. Другая лошадь сбила Гостью, и та сошла со своей траектории, понеслась прямо на металлические ограждения. Сергей упал буквально в метре от них. Гостья же пригнула голову, не пострадала, умница.

Иваново-родионовские наездники на протяжении многих лет считались одними из сильнейших. По сей день, даже когда конюшня перестала существовать, а племенные лошади распроданы, ивановородионовцы держат марку.

Валентина Курицына 19 августа принимает участие в скачках в Красноярском крае. Наша наездница на чистокровном верховом жеребце Залпе, принадлежащем Андрею Ворсобину из Крапивинского района,  представит Ужурский район. Будем надеяться, что Валентина оправдает надежды красноярцев и обязательно займет призовое место.

Представляете, лошадь в беге развивает скорость до семидесяти километров в час. Как же нужно уметь держаться в седле, какое взаимопонимание должно быть между  лошадью и наездником!

В гостях у Мастера

Зашла в эту усадьбу, а попала в рай: прудик, мостик через него, качели, цветы, замысловатая резьба… Вот только трактор ну никак не вписывался в райский пейзаж.

Под оглушительный лай собаки нас встречает бодрый мужичок лет сорока.2

Виктор Михеев – потомок основателя деревни Ивана Родионовича Чернова. Два родных брата: Иван и Сергей Родионовичи – прапрадеды Виктора Михайловича. Дочь Сергея, племянницу Ивана, бабушку Виктора Михеева — Анну Сергеевну привезли в Иваново-Родионовский из Чувашии. Она вышла замуж за Константина Васильева – на свет появилась мать Виктора. Та, в свою очередь, поехала в Новосибирск, где познакомилась с отцом Виктора – Михаилом. Ух, вот так родословная!

Виктор тоже родился в Новосибирске. В чувашскую деревню их семья переехала в 72-м году прошлого столетия. Сейчас Виктор Михайлович живёт в Иваново-Родионовском с женой и двумя дочерьми. Маша и Вика – уже взрослые, закончили с отличием КузГТУ, приезжают домой только в гости.

Виктор Михайлович работал в «Маяке», жена – домохозяйка. Михеевы держат коров. Техника есть, а вот трактор Виктор Михайлович собрал сам, по болтикам!

Михеев – известный на всю округу мастер. На все руки от скуки, как сам говорит. А какую детскую площадку из подручных материалов смастерил! И церковь построил, и баннеры на въезде – его золотых рук дело…

Вот это чувашский дух! Трудолюбивый, затейливый, настоящий!

О судьбе за чашкой чая

Какие все-таки они гостеприимные, чуваши! Повторяюсь за коллегами по перу, но это первое, что приходит на ум при воспоминании о поездке в Иваново-Родионовский.

Супруги Петр и Любовь Константиновы о жизни и традициях чувашских рассказывали за накрытым столом. Нас потчуют ватрушками, сладостями, чаю подливают.

– Иван Родионович Чернов – один из первых, кто заселился на этой земле. От его имени-отчества и пошло название деревни, – рассказывает Петр Васильевич. – Я здесь вырос, закончил вторую школу, уехал на заработки в Чувашию. Строил газопровод, нефтепровод, работал на заводе полимеров. В Тюмени с немцами строили центральную перекачивающую, алмазодобывающую станции.

Петр Васильевич побывал в Новосибирске, Буденовске, Волгограде… Из Якутии вернулся на родину.

15 лет Константинов управлял фермой «Совхоза «Маяк». Супруга 17 лет отработала завскладом. Листая фотографии трудовых будней, мужчина тепло вспоминает времена директорства Анатолия Долбни, когда «люди хорошо жили, не жаловались. Технику для сенокосов выделял. Поросят выписывал, мясо давал».

На фотографии – большой, дружный коллектив совхоза, 129 человек. Прямо в поле – плановое собрание.

У Петра Васильевича в личном подворье восемь лошадей.

– Да уж, лошади – удовольствие хлопотное и дорогое. В зиму на восьмерых нужно как минимум 80 тюков сена. Хорошо, есть техника, грабли, рулонник.

Владельцу благородных животных и не соскучиться, и не расслабиться. А может, ему и не надо это, расслабляться?

А сколько воспоминаний о победах на скачках! О лошадях – былых и ныне пасущихся: чемпионка Маркиза, орловская кобыла двух лет Марампа, Мустанг, Магнат, Миролюб…

– Я с детства на конях. Отец держал, конюхом работал, – уточняет мужчина. – Каждый день гоняю лошадей на пастбище. Вечером с десяток километров по полям. Ты коня напои, накорми,                                          потом только сам спать ложись.

А перед выездом – сбрую посмотри, под копытами почисть. Перед скачками Константинов своих любимцев с шампунем, с щеткой моет.

В разговорах и воспоминаниях не заметили, как прошел час, пролетел второй. Хозяйка все хлопотала. Спасибо. Жаль только с Любовью Андреевной поговорить удалось только вскользь. Женщина больше беседовала с моей коллегой:

– Родилась в Чувашии. Не хотела я в деревню переезжать, но, видно, от судьбы не уйдешь. Где иголка, там и нитка, – подытожила поговоркой свое повествование Любовь Андреевна. – Уж простите за скудность биографии.

Сейчас кто-то переезжает в Иваново-Родионовский. Другие, наоборот, уезжают из деревни. Сын Константиновых, Максим, работал в «Маяке». Мужчина, имеющий два высших образования, вернулся в Чувашию, откуда приехали его родители. Видно, от судьбы не уйдешь…

С бумагой от Ленина

В далеких годах в наш район из глубинки России прибыли ходоки. Их было несколько человек.Валя Курицына (15)

Приглянулась им степь раздольная. И отправили они тут же посланцев к Ленину за разрешением поселиться на этой земле. Вождь принял их, выдал бумагу, и вернулись они осваивать новые, необжитые места. Возглавлял ходоков Иван Родионович Чернов. Потому поселение и назвали – Ивано-Родионовск.

Вначале мужики жили одни, без семей, в наскоро выстроенном бараке. И только когда прибыли их семьи, начали строить себе отдельное жилье. Дома ставили «помощью» – помогали все друг другу, делали саман, рыли землянки.

Работа спорилась, деревня росла на глазах. Трудные были времена, но люди не унывали, стремились выжить. До войны, еще в самом начале, был в деревне птичник, затем появились кошары, в которых держали очень много овец.

Женщины ходили пешком на базар в г.Кемерово. Продавали там семечки, табак, назад несли мануфактуру. Кто позажиточнее, приобретали швейные машины. Обшивали себя сами. Если удавалось найти выкройку в журнале, девушки щеголяли в модных платьях-солнце.

В годы коллективизации образовался колхоз им.Калинина. Одним из первых его председателей был Петр Васильевич Степанов. В 1937 году его посадили за невыполнение задания райкома по сдаче зерна государству.

До 1941 года председательствовал Семен Гаврилович Васильев. Только жизнь стала налаживаться, грянула война. Васильев, как и многие мужчины в то время, ушел на фронт. Вместо него стал председателем Алексей Краснов, который впоследствии также ушел на фронт. Его место занял прикомандированный Илимов. Он проработал недолго, вместо него избрали Александра Печкова, руководившего колхозом до   1949 года.

Мужчины ушли на фронт, в селе остались женщины  и дети. Возили на ток зерно из-под комбайнов на бричках, ими управляли молодые девушки.

С фронта шли страшные извещения, похоронки. Письмоносец тех лет Ольга Алексеевна Шпилева с болью вспоминала те дни.

Закончилась страшная война, люди стали потихоньку приходить в себя, возрождать былую славу. С 1949-го по 1951 год колхозом руководила Мария Петровна Котельникова.

Своим добросовестным трудом колхозники добивались высоких надоев молока, отличного урожая зерновых, сохранения и увеличения поголовья чистопородного стада.

В 1949 году появилось первое электричество. Сначала времянка, а в 1951-ом провели капитальное.

Затем вышло постановление Совета Министров СССР об укреплении    хозяйств. 12 апреля 1951 года колхоз  им.Калинина присоединили к колхозу «Ударник полей» (бригада №2). Колхозом в то время руководил Михаил Гаврилович Ковзиков. Потом его сменил Иван Иванович Ясько.

 От «Ударника» к «Маяку»

В апреле 1986 года бригада № 2 колхоза «Ударник полей» перешла к совхозу «Маяк»  под руководством Анатолия Федоровича Долбни.

С присоединением очень многое было сделано для развития села: появилась новая улица Зеленая, проложен асфальт по улицам, построены сушилка, новые скотные дворы, теплый гараж для автопарка и, естественно, гордость хозяйства – конеферма.

Долгое время бригадой    № 2 руководил Сергей Васильевич Степанов, кавалер ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции.

Много лет трудился в животноводстве Константин Арсентьевич Васильев. Под его руководством доярки стали прославленными орденоносцами. Это Галина Романовна Зиновьева, Ольга Алексеевна Шпилева, Клавдия Сергеевна Степанова, Анастасия Григорьевна Дмитриева, Мария Федоровна Иванова.

Много души вложил в развитие полеводства Николай Иванович Мещеряков, заслуженный агроном России, кавалер  ордена «Знак Почета».

Свою историю ивановородионовцы знают, чтят и передают из поколения в поколение.

О сокровенном

Часовня – гордость иваново-родионовцев. Проехать мимо ее невозможно.чесовня

Открываем калитку, заходим  на  ухоженную территорию, дышащую покоем. Слева – большой камень с надписью: «Воинам-землякам, не вернувшимся с войны, от благодарных потомков».

Этот камень, крепкий известняк, мужчины нашли на обочине дороги, когда отсыпали трассу. Отшлифовали, изготовили надпись, обложили цветным камнем, привезенным из Красного. Получился красивый памятник.

Часовню же строили три брата Васильевых – Сергей, Виктор, Николай. Помогали им братья Михеевы. Одним словом, все понемногу. В результате получился райский уголок, куда приходят ивановородионовцы поклониться усопшим, помолиться за их упокой.

Так жаль прощаться с ивановородионовцами! Интересные люди, замечательные традиции.

Следующий выпуск «Азбуки наций» будет посвящен культуре и традициям российских армян. Мы просим  откликнуться представителей армянской диаспоры и принять участие в подготовке проекта. Телефон куратора проекта: 7-40-97.