В Театре Российской Армии прошли первые показы премьерного спектакля «Роман», созданного главным режиссером Александром Лазаревым по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
В театральной Москве случилось событие. Нет, не так — Событие, о котором будут говорить долго. И уже говорят. Причем, с очень разными эмоциями.
За два дня обозреватель aif.ru, например, услышала абсолютно полярные мнения о постановке — от: «Так классно! Я увидела в этом старый Ленком! Давно ничего подобного не было!» (джазовая певица Мариам Мерабова) — до: «Это страшно! Страшно… плохо!» (коллега-журналист).
В капюшоне, спиной к зрителям
Чуть больше года прошло с момента назначения Александра Лазарева главным режиссером Театра Армии. И вот — премьера! Спектакль, о котором он мечтал несколько лет.
Прошлым летом в интервью aif.ru Александр признался, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — его любимое произведение, и он давно «болеет» историей Понтия Пилата. Поэтому и решил начать новый виток биографии «с того, что болит, что хочется рассказать. Чтобы получилось интересно». Тогда же Лазарев отметил, что не любит, «когда дописывают историю за автора», имея в виду киноэкранизации. Поэтому в его «Романе» — только Михаил Булгаков. Но…
В спектакле нет ни летающей обнаженной Маргариты, ни бала у сатаны. Аннушка не проливает масла. Берлиоз не попадает под трамвай. Не выстроены интерьеры Театра Варьете и нехорошей квартиры… Да и начало не соответствует булгаковскому: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан».
Несмотря на то, что во главе повествования Понтий Пилат, без Воланда, решил режиссер, не обойтись. Хотя появляется этот герой лишь в начале и в конце — в двух небольших эпизодах. И первые минуты действия сидит у камина, укрывшись капюшоном, спиной к зрителям.
«Правду говорить легко и приятно»
Воланда («по виду — лет сорока с лишним») играет 61-летний Александр Домогаров, который в большом интервью aif.ru говорил, что «этот персонаж возраста не имеет, ему столько же, сколько всему человечеству».
Гримеры поработали с его героем на славу. Проступающие на лице и руках синие вены, козлиная бородка, орлиный клю…, простите, нос, накладные черные ногти, пальцы в перстнях, серьга в ухе, черный балахон… Аугуст Диль (Воланд в последней киноэкранизации «Мастера и Маргариты») нервно курит в сторонке.
К сожалению, играть Домогарову практически нечего. Просто негде развернуться. В данной постановке роль Воланда — не домогаровского уровня. Ему бы Понтия Пилата играть. Хотя бы и в очередь с Балуевым (сейчас Александр Николаевич меняется с Максимом Авериным, который, кажется, еще входит в роль). Но Домогаров признавался aif.ru, что при классическом прочтении романа попросил бы себе костюмчик Коровьева. А за прокуратора «сейчас не взялся бы. Для меня вся библейская история в романе очень серьезна, к ней нужно быть готовым и морально, и духовно. Роль Мессира в предлагаемом варианте будет не такой большой, но достаточно образующей и емкой… Примерить на себя плащ Мессира — это, конечно, сильно».
Удивительно, что история Понтия Пилата многим, особенно по молодости, кажется в романе недостаточно интересной, не столь важной. И сложной для восприятия. Страницы пролистываются, прочитываются по диагонали. Даром, что первые строки главы «Понтий Пилат» все давно заучили наизусть: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Куда более захватывающими кажутся лавстори Мастера и Маргариты, развлечения свиты Воланда…
Но после спектакля Лазарева появляется желание достать с полки «МиМ» и перечитать страницы, связанные с Понтием Пилатом, чтобы вспомнить не только цитаты, ставшие афоризмами: «Правду говорить легко и приятно».
Три звезды призваны делать кассу
Слишком достоверно показанное. Очень хочется этому верить, сопереживать, сострадать. И думать.
Одна цена распятия Христа чего стоит! У Лазарева она не столько театральная, сколько живописная. Или даже жизненная. Сердце замирает от происходящего. А уж когда плакальщицы начинают свое дело, тут берегите нервы все, кому они дороги! Потому что рыдаешь вместе с этими иудейскими женщинами. И хочется выбежать из зала от их боли, которую переносишь на себя…
Как удались эти песнопения композитору Николаю Парфенюку, одному Богу известно. Видимо, 30 лет службы в «Араксе»/Ленкоме не проходят даром.
Декорации, костюмы, свет, четыре вороных коня со всадниками, ради которых в театре впервые за многие десятилетия открыли танковый подъезд, пластические сцены с участием 60 танцовщиков, изображающих то светлые, то темные силы, — всё работает на результат. К тому же, самая большая театральная сцена в Европе в спектакле Лазарева задействована целиком. В помощь постановщику и вся машинерия: плунжерные подъемно-опускные площадки, два поворотных круга…
Поражает многое и многих. Ясно, что спектакль состоялся.
Ему нужно еще набрать силу. Но и так понятно, что аншлаги обеспечены. Три звезды — Балуев, Домогаров, Аверин — безусловно, призваны делать кассу театру, который многие годы испытывал недостаток внимания. Ведь у каждого артиста есть армия поклонников. Под стать площадке.
Следующие показы «Романа» состоятся 16 февраля и 12 марта (с Александром Балуевым), 18 февраля и 13 марта (с Максимом Авериным).