Многоотраслевое хозяйство ООО «Совхоз «Маяк» является одним из основных производителей свинины в Промышленновском районе. Технологическая мощность свинокомплекса – 12 тысяч голов.
Сегодня основной бич непрерывного производства – постоянный необоснованный рост энерготарифов.
– За последние полгода тарифы на электроэнергию выросли на 25 процентов. Ежемесячные платежи приближаются к двум миллионам рублей, что напрочь убивает всю экономику, – сетует генеральный директор «Совхоза «Маяк» Андрей Васильев. – Непоправимый вред производству наносят постоянные отключения света. Поение, кормление животных, обогрев корпусов – всё завязано на электроэнергии.
– Если в морозы даже на два часа оставить цеха без электричества, перемёрзнет всё оборудование, встанет котельная и свиней можно будет пускать под нож, – говорит директор. – Договориться с монополистами пока не получается. В итоге страдает производство. Сколько раз срывалась дойка на иваново-родионовской ферме из-за отключений света. После чего надой на корову резко падает. Это уже потеряное молоко.
Несмотря на трудности свиноводы стараются сохранить имеющееся поголовье.
С главным зоотехником хозяйства Ириной Сергеевой, облачившись в спецодежду, проходим на территорию свинокомплекса. Присутствие посторонних всегда нежелательно.
Ирина Николаевна показывает «сердце» свинокомплекса – цех осеменения. Новый корпус был запущен в эксплуатацию в декабре 2014 года. Останавливаемся на пороге. Дальше нельзя…
В станках стоят отборные свиноматки – крупные, ухоженные. Процесс искусственного осеменения – очень тонкое дело, требующее от операторов и осеменаторов чётких, своевременных и безошибочных действий. Иначе успеха не жди.
На другой стороне корпуса, в железной клетке, замечаю огромного тёмно-коричневого хряка с высокой жёсткой щетиной, больше похожего на вепря.
– Это, между прочим, представитель чёрно-пёстрой кемеровской породы, которую вывели в нашей области в годы войны, – поясняет Ирина Николаевна. – Матки этой породы дают очень живучее потомство.
Оказывается, даже при искусственном осеменении в корпусе должен находиться хотя бы один хряк для стимуляции половой охоты свиноматок и точного определения их готовности к осеменению.
Почему цех осеменения называют «сердцем» свинокомплекса? Ответ прост: чем больше рождается поросят, тем выше поголовье. Значит, есть работа у свинарей, регулярная зарплата и премии за высокие производственные показатели. Что немаловажно.
С Ириной Николаевной покидаем цех осеменения и переходим в цех репродукции. Стоило открыть дверь, как пронзительный поросячий визг заложил уши. Хозяйка корпуса Надежда Тиньгаева показывает своих подопечных группы опороса и доращивания.
Здесь находятся свиноматки с поросятами от рождения до 80 дневного возраста. Настоящие поросячьи ясли! Нельзя без умиления смотреть на этих малышей с розовыми пятачками, которые резвятся, визжат, тычутся в свою мягкую маму, тянут её за соски. Она в ответ, лёжа на боку, дружелюбно похрюкивает и все прощает своим шалунам. Но при малейшей опасности эта мама-лежебока превращается в опасного зверя, готового разорвать любого, кто приблизится к её потомству.
Через несколько дней в этом цехе будет проводиться отъём поросят. Матки перейдут в цех осеменения, а поросята останутся в своём гнезде до положенного срока.
– Как любые живые существа, поросятки и плачут, и замолкают после разлуки с матерью, – поясняют специалисты. – Чтобы снять стресс, двухразовое кормление увеличивают до шестиразового, потом сокращают до четырехразового. Корма дают небольшими порциями, чтобы не было расстройства желудка. Уборка в помещении только сухая. Никакой сырости.
В так называемом гнезде круглые сутки горит большая тепловая лампа, под которой греются поросята. Под специальным ковриком проходят тёплые трубы. Для малышей необходима постоянная температура – 37 градусов.
– Вот почему так опасны постоянные отключения электроэнергии, – поясняет зоотехник. – Поросята начинают мёрзнуть и поносить.
Когда идёт массовый опорос, у операторов наступает особенно горячая пора. Одна свиноматка может принести от 16 до 20 поросят. Если у матки не хватает сосков, их подсовывают к чужой мамке, у которой поросят поменьше. В «гнезде», как правило, оставляют по 12 штук.
– Чем лучше мамка-свинья, тем она злее и худее, – поясняет Сергеева. – Бывает, как собака кидается на защиту своих поросят. Но выкормит всех – один к одному. Хоть линейкой измеряй.
Каждый новорождённый поросёночек проходит через руки оператора, который делает ему необходимую первичную обработку. А в цехе от 60 свиноматок рождается до 600 голов. Весь молодняк нужно выходить, выкормить почти до трёхмесячного возраста. У оператора Тиньгаевой это отлично получается.
Показатель сохранности – 96 проц. Среднесуточные привесы поросят – свыше 300 граммов.
Здесь же, в цехе репродукции, формируются будущие свиноматки. Ремонтный молодняк отбирают по установленным параметрам. Свиноматок сразу биркуют, помещают в отдельный корпус, где особая чистота, усиленное кормление и круглосуточное освещение. За ними ухаживает один оператор, есть два осеменатора и начальник цеха.
Посторонних в корпус не допускают. Лишнее беспокойство, опасные вирусы здесь ни к чему. В этих стенах идёт формирование племенной свиноматки. От того, кто её окружает, ухаживает, во многом зависит, какое потомство она принесёт. А от приплода в конечном итоге зависит и благополучие свинокомплекса.