Редко какой актер и вне экрана проживает жизнь своего самого популярного персонажа. Владимир Конкин всё же не был в полной мере правильным Шараповым, Анатолий Кузнецов был только внешне похож на красноармейца Сухова, а Вячеслав Тихонов прикладывал много усилий, чтобы «размазать» приклеившийся к нему образ штандартенфюрера Шрирлица. Евгений Моргунов пошел совсем по иному пути — после долгих поисков он нашел для себя маску и использовал её по делу и без, проживая жизнь, которая в кратком пересказе очень похожа на комедию. Вот только комедией его жизнь так и не стала.
С разрешения Сталина
Моргунов был из того советского поколения, которое ещё в детстве сполна хлебнуло все тяготы войны. Он родился в Москве 27 апреля 1927 года, к началу Великой Отечественной ему было всего 14 лет, но он отправился на завод, чтобы точить болванки для артиллерийских снарядов — мать растила его в одиночку, и они бы не вытянули в то голодное время. Впрочем, жила семья всё равно трудно, хотя будущий Бывалый уже тогда отличался здоровой наглостью. В 1943-м он написал письмо Сталину — с просьбой посодействовать его поступлению в театральное училище. Сталин, впрочем, откликнулся — и 15-летний Моргунов оказался в училище при театре Таирова, а через год — во ВГИКе, на курсе, который вел Сергей Герасимов.
Тот курс был особенным. Во-первых, он был первым военным, во-вторых, многие студенты потом сделали выдающиеся карьеры в театрах и кино. Именно с тем курсом Герасимов сначала поставил спектакль по роману Фадеева «Молодая гвардия», а потом и фильм снял. Вот только Моргунову в нём досталась роль предателя Стаховича — и это решение режиссера сказалось на всей дальнейшей жизни актера. Это уже много позже выяснится, что в реальности Стахович никого не предавал (в 1960-е этого персонажа переименовали в Почепцова), но зрители долго отожествляли Моргунова с его героем. Рассказывали, что его однажды даже побили возмущенные подростки — мол, хорошему человеку не дали бы роль изменника.
Характеристика от Довженко
Поначалу у Моргунова всё складовалось нормально. Его приняли в театр киноактера, был даже недолгий период его работы в Малом театре. Он снимался в кино, хоть и в эпизодах — и это было нормально с учетом тогдашнего малокартинья. Но в 25 лет у него диагностировали диабет. Он начал безудержно толстеть, и его фактура изменилась раз и навсегда. В массивном Моргунове теперь уже никто не мог узнать щуплого Стахевича из «Молодой гвардии». С одной стороны, для актера это было хорошо. С другой — он резко стал острохарактерным артистом. Его даже хотели выгнать из театра, но он снова применил запрещенный прием — попросил у знаменитого режиссера Александра Довженко, с которым однажды работал, характеристику, и тот не отказал. Характеристика, правда, была не совсем комплиментарной (Довженко в основном отмечал физические данные Моргунова), но и её хватило, чтобы молодой артист сохранил место в труппе.
Моргунов, впрочем, всегда отличался склонностью к различным розыгрышам и авантюрам. Однажды он даже прошел прослушивание у Шостаковича — и едва не попал по рекомендации композитора в консерваторию. Но не попал — по его собственному выражению, потому что «не судьба». Зато попался на глаза начинающему режиссеру-комедиографу Леониду Гайдаю.
А теперь — Бывалый
Для Гайдая пара комедийных короткометражек про трех хулиганов и самогонщиков была чуть ли не последним шансом всё-таки закрепиться в любимом жанре. Возможно, поэтому свою комическую троицу он подбирал с особым тщанием, хотя и руку судьбы тут отрицать нельзя — иначе невозможно объяснить встречу на одной съемочной площадке популярного циркового клоуна Юрия Никулина, востребованного актера театра имени Ермоловой и чуть ли не штатного Гоголя советского кино Георгия Вицина и малоизвестного артиста из Театра киноактера. Эта троица превратила обычные вроде бы сюжеты в настоящие шедевры. Гайдай получил карт-бланш на следующие работы, ну а Моргунов навсегда стал Бывалым.
Если разбираться, то Гайдай эту троицу использовал очень дозированно. Две стартовые короткометражки — «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс»; одноименная новелла в «Операции «Ы»; роли второго плана (очень яркие!) в «Кавказской пленнице». Возможно, это сотрудничество периодически продолжалось бы и дальше, но всё испортил опять-таки Моргунов. Как раз на «Кавказской пленнице» актер зачем-то привел на закрытый просмотр недавно снятых сцен пару своих знакомых и прямо в зале начал насмехаться над режиссером. Тот вскипел, они с Моргуновым едва не подрались — и Гайдай просто-напросто выгнал «шутника» с картины; оставшиеся эпизоды с Бывалым были сокращены до предела, а там, где без него нельзя было обойтись, были заняты дублеры. В итоге у Моргунова получилось 29 съемочных дней (у Никулина — 43, у Вицина — 34), и зарплата чуть ли не вдвое меньше, чем у коллег по комическому трио — 1979 рублей против 3389 у Вицина и 4238 у Никулина.
36 лет со студенткой МАТИ
Скандал с Гайдаем едва не закрыл Моргунову возможность дальше работать в кино. Впрочем, его звали — на небольшие характерные роли; пару раз он вернулся к Бывалому — как в комедии «Семь стариков и одна девушка». Но в основном он стал Бывалым в обычной жизни — например, любил притворяться сотрудником КГБ и козырять поддельным бордовым удостоверением. Даже женился после розыгрыша (очень жестокого) — студентка МАТИ Наталья хотела узнать дату пересдачи экзамена, но ошиблась номером, нарвалась на Моргунова, который этот шанс не упустил. Но закончилось всё хорошо — через год они поженились и прожили вместе 36 лет, до самой смерти актера…
Бытует мнение, что склонностью к розыгрышам Моргунов компенсировал и свою актерскую неустроенность, и свою тяжелую болезнь. С неустроенностью он всё-таки мог бороться — ездил по стране с концертами, проводил встречи со зрителями, даже в рекламе с середины 1970-х снимался вместе со Спартаком Мишулиным… А вот с диабетом так просто было не справиться — Моргунов с трудом ходил, мучился от боли в ногах, постоянно колол инсулин.
При этом он пытался что-то сделать и в профессии, уйти от своего образа — даже снял однажды короткометражку по своему сценарию «Когда казаки плачут». Но в итоге так и остался для всех тем самым Бывалым из комедий Гайдая.
Евгений Моргунов скончался 25 июня 1999 года, на 73-м году жизни. Время было странное; официальные организации кинематографистов тогда не помогли проводить легенду в последний путь. Родные похоронили его на Кунцевском кладбище Москвы, рядом с сыном, который погиб за год до отца в автокатастрофе.