год 220-летнего юбилея основоположника русской классической музыки Михаила Глинки в концертном зале «Зарядье» состоялось открытие ХХVII Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки.
В России два значительных, самых престижных музыкальных конкурса — академических музыкантов (имени П.И. Чайковского) и вокалистов (имени М.И. Глинки).
63 вокалиста из 12 стран
Жюри одного из старейших в нашей стране (организован в 1960 году) конкурса вокалистов в течение 40 лет возглавляла народная артистка СССР Ирина Архипова. С 1991 года состязание стало международным и вплоть до 2014 года проводилось раз в два года. Не только в Москве. Однако в следующие пять лет конкурса не было. А в 2019 году его возродило Министерство культуры Татарстана. Жюри тогда возглавила народная артистка этой республики и заслуженная артистка России Альбина Шагимуратова, когда-то и сама ставшая лауреатом I премии конкурса им. Глинки и получившая награду из рук великой Ирины Архиповой.
Потом снова случился перерыв в пять лет. И вот теперь, кажется, все встает на привычные рельсы — конкурс войдет в ритм: один раз в два года. И даже есть надежда, что он будет путешествовать по стране.
Как отметила председатель жюри Альбина Шагимуратова, в этом году конкурс вызвал необычайный интерес — было подано 466 заявок из разных стран мира, в том числе, из Европы. Отобрано 63 молодых и, по признанию председателя жюри, по-настоящему одаренных вокалиста. Приехали они из 12 стран — не только из бывших республик СССР, но и из Сербии, Южной Кореи, Китая…
«Конкурс исторически важный, поистине великий, — сказала Альбина Шагимуратова. — Ведь он открыл миру Елену Образцову, Владимира Атлантова, Дмитрия Хворостовского, Ильдара Абдразакова… Это золотая плеяда певцов».
«Делать не для себя, а для людей»
Слушания начались 9 октября. А уже через семь дней жюри объявит победителей престижного музыкального конкурса. Кроме основных наград будут вручены поощрительные премии — за лучшее исполнение романса Глинки и лучшее исполнение народной песни. Специальные призы получат также два лучших концертмейстера.
17 октября новые лауреаты планируют выступить в Смоленской областной филармонии, а на следующий день — посетить родовое имение композитора — музей-усадьбу «Новоспасское». Это давняя традиция конкурса. И Альбина Шагимуратова считает правильным ее поддерживать.
В жюри конкурса кроме нее вошли мэтры оперного искусства Сергей Лейферкус, Ольга Бородина, Михаил Казаков, Дмитрий Вдовин, Петр Скусниченко, а также представители Узбекистана, Беларуси, Азербайджана, Китая.
В день открытия конкурса на сцене был симфонический оркестр Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева. Для маэстро участие в этом конкурсе в качестве приглашенной звезды оказалось дебютом. И ради этого, а скорее всего — для того, чтобы поддержать солистку Мариинки Альбину Шагимуратову, Валерий Абисалович специально прилетел из китайского Макао.
«Мы всегда готовы поддержать проекты, где зажигаются яркие звездочки, — сказал он. — Вот великий голос (показывает на Альбину. — прим. aif.ru), никто не сомневается, что мы еще споем много-много раз. Но мы думаем и о том, что споют наши дети и внуки. И дай Бог, чтобы они пели так же… Надо быть совершенно слепым, чтобы не понимать, что если ты прошел какой-то путь и у тебя есть возможности, надо думать о том, что сделать не для себя, любимого, а для людей».
Вальс для любимой
В 1976 году студент Ленинградской консерватории Валерий Гергиев победил в престижном международном конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. А сегодня он делает для людей все, что в его силах. И, кажется, даже больше.
«Я руковожу двумя великими театрами, но я большой противник того, чтобы они замыкались на своих задачах в двух столицах, это было бы неправильно», — говорит худрук Мариинского и Большого театров России. А ведь его график гастролей и поездок по миру, по выражению соведущего церемонии Юлиана Макарова (партнершей его стала телезвезда Мария Ситтель), сложнее теоремы Ферма.
Сейчас маэстро вышел с конкретным предложением помощи сгоревшему театру в Хабаровске. Недавно открыл концертный комплекс во Владикавказе — с отдельным залом для детей. А в Петербурге проводит театральные уроки, где дети рисуют спектакли. Так, как они их видят. «Кроме творческих задач есть и такие. И они — более важные», — уверен маэстро.
В концерте в честь открытия ХХVII Международного конкурса имени М.И. Глинки Альбина Шагимуратова исполнила Каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» и романс Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (Александр Сергеевич посвятил стихотворение Анне Керн, а Михаил Иванович — ее дочери Екатерине). Легенда оперной сцены Сергей Лейферкус спел романс Глинки на стихи его друга Нестора Кукольника «Сомнение». Сербский баритон Желько Лучич вышел на сцену Большого зала «Зарядья» с ариозо Мазепы из одноименной оперы Чайковского.
Выступили также Алексей Татаринцев (с одной из самых сложных партий теноров — арией Собинина из оперы Глинки «Жизнь за царя»), Оксана Волкова (с ариозо Любаши из «Царской невесты»). А в завершение программы оркестр Мариинского театра исполнил «Вальс-фантазию», также посвященный Екатерине Керн, на которой композитор хотел жениться. Но… так и не женился.