В 1989 году режиссер Юрий Озеров снял фильм «Сталинград» — свою очередную эпопею о Великой Отечественной войне, которая стала его последним масштабным проектом. В 1990-е он с помощью монтажа материала своих предыдущих картин сделал две ленты про то время, но уже без огромного бюджета и съемок, сравнимых с экранизацией «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Но не только для Озерова «Сталинград» стал последней работой — фактически это была и последняя масштабная картина про войну для всего советского кино.
Прошёл всю войну, служил вместе с Брежневым
Режиссеры оказываются на слуху, чем играющие в их фильмах актеры. Исключений немного — Гайдай, Рязанов, Данелия, Говорухин, тот же Бондарчук… В СССР, пожалуй, лучше знали младшего брата Юрия, теннисиста и спортивного комментатора Николая Озерова, который запомнился очень экспрессивной манерой комментирования спортивных матчей. И, если быть честными, много лет старший находился в тени младшего — Юрий ещё до войны собирался поступать в ГИТИС, но судьба распорядилась так, что семь лет он отслужил в армии, прошел всю войну, закончил её в Кёнигсберге в звании майора. И лишь после Победы смог получить режиссерское образование. Правда, даже такая биография не гарантировала, что молодому режиссеру сразу же позволят снимать фильмы про войну — первые его работы почти не имели к этой теме никакого отношения, исключением стал разве что последний советско-албанский фильм «Фортуна».
Время Озерова пришло в 1960-е, и хрущевская оттепель тут ни при чем — наоборот, большой проект ему доверили лишь после прихода к власти Брежнева, с которым он когда-то служил в одной армии. Но было ещё одно обстоятельство, которое оказалось более важным — как раз в 1960-е на Западе начали активно снимать фильмы в рамках собственной трактовки истории Второй мировой, и СССР должен был ответить на этот совсем не дружественный шаг. Конечно, советские кинематографисты про войну снимали — «Летят журавли» к тому времени уже покорили Канны, с успехом прошли в прокате «Баллада о солдате», «Судьба человека» и «Живые и мертвые», были ещё сталинского времени «Падение Берлина», «Третий удар» и «Сталинградская битва». Но требовалось что-то масштабное, что показало бы зрителям, как сражались на фронтах Великой Отечественной наши солдаты, чьей кровью и чьими жизнями на самом деле оплачена победа. Решением этой задачи и занялся Озеров.
Разрешили и Сталина показать, и Жукова привлечь
По воспоминаниям членов съемочной группы, создание пятисерийной эпопеи «Освобождение» шло очень трудно, и в первую очередь — по политическим причинам. Не так давно, на XX съезде КПСС, был разоблачен культ Сталина — и нужно было определиться, как теперь показывать в фильмах человека, который был в годы войны Верховным Главнокомандующим. В это же время ещё находился в опале Георгий Жуков — маршал Победы, роль которого замолчать точно не удалось бы. В итоге Озерову разрешили и Сталина показать, и Жукова привлечь — правда, лишь на общественных началах. Но вклад отставного маршала в создание «Освобождения» переоценить сложно — он предоставил сценаристам свои ещё не опубликованные мемуары, которые писал с конца 1950-х («Воспоминания и размышления» были изданы в 1969-м), а заодно рекомендовал на роль себя актера Михаила Ульянова, которого знал по спектаклям театра имени Вахтангова. Мемуары пришлось использовать лишь частично — против нихвозражали официальные консультанты от Миноборны. А вот Ульянов в этой роли, можно сказать, прижился. Впрочем, от многочисленных переделок Озеров был не застрахован, и первую серию он переделывал почти два года, сняв за это время ещё и вторую часть. Но в итоге все фильмы оказались в прокате и показали очень неплохие результаты.
Первые две части — «Огненная дуга» про Курскую битву и «Прорыв» про освобождение Киев (позже история с ложным плацдармом будет использована в фильме «Батальоны просят огня») — вышли в конце 1969-го и собрали по 56 млн зрителей. У последующих частей результаты были похуже, но всё равно внушали уважение, особенно по нынешним временам — «Направление главного удара» в 1971-м посмотрели 35,8 млн человек, а «Битву за Берлин» и «Последний штурм» в 1972-м — по 28 млн.
Собственно, после этого Озеров и стал признанным летописцем Великой Отечественной войны. В середине 1970-х он снял «парадную» эпопею «Солдаты свободы» про освобождение стран Восточной Европы советскими войсками, в 1985-м вышла «Битва за Москву», в которой Озеров рассказал о событиях с вторжения германских войск в СССР и до завершения обороны Москвы. Тогда же он задумал и фильм про битву за Сталинград, но прежде ему пришлось столкнуться с весьма серьезными ударами судьбы.
Киноперестройка снесла всё
Как раз в 1985 году Горбачев объявил о начале перестройки — полного переформатирования жизни советского общества, которое в итоге закончилось развалом СССР. И «зачинщиками перемен» стали как раз киношники— на своём 5-м съезде они совершили настоящую революцию, буквально изгнав из руководства Союза кинематографистов СССР всех былых мастодонтов — от Сергея Бондарчука до Юрия Озерова, который был одним из секретарей правления. Для Озерова этот съезд вскоре аукнулся проблемами во ВГИКе — он вёл в своей альма-матер режиссерскую мастерскую, и в какой-то момент часть студентов потребовала смены мастера. Руководство института в ситуацию вмешалось, бунтари ушли к другому мастеру, но Озерова предупредили — этот курс у него последний, больше никого набирать ему не разрешат. Удар этот был для Озерова очень болезненный. И всё же он взял тех, кто сохранил ему верность, на съемки своего нового фильма — который оказался и его лебединой песней.
«Нас поразило эхо войны»
Первая проблема, которую пришлось решать Озерову, — где найти деньги на этот масштабный проект. Времена уже изменились, и денег на новый проект опального мэтра советское Госкино почти не выделило. Но режиссера хорошо знали на Западе, и ему удалось договориться с американцами из Warner Bros о финансировании. Те поставили несколько условий — Озеров вынужден был их принять. Поэтому в главной роли —русского генерала, командующего 62-й армией Василия Ивановича Чуйкова — снялся американский актер Пауэрс Бут (на тот момент известный в основном по антисоветской фантазии «Красный рассвет»). Впрочем, вмешательство американских продюсеров было не слишком масштабным. Гораздо больше на «Сталинград» повлияла атмосфера перестройки, когда журнал «Огонек» из номера в номер рассказывал «правду» о Великой Отечественной. В итоге многие штампы, которые позже укоренились уже в российском кино — вроде непременных заградотрядов, злобных особистов или кровавого маньяка Берии (которого, к слову, не было ни в одной из предыдущих эпопей) — попали и в фильм Озерова.
Впрочем, большую часть фильма Озеров снимал, как чувствовал и как умел, без оглядки на время. Как писал в книге «Как стать режиссером (на уроках режиссуры Ю. Н. Озерова)» его коллега по ВГИКу и соратник Виталий Тетерин, комплексную декорацию «Центр Сталинграда» построили в руинах разбомбленного во время войны завода на окраине Керчи.
«То, что увидели, поразило нас эхом войны, ее чудовищным образом. На огромной территории бывшего завода стояли полуразрушенные, исковерканные, высотой в несколько этажей бывшие корпуса завода с выбитыми глазницами окон и дверей», — вспоминал Тетерин.
По его мнению, специально построить такую железобетонную декорацию было невозможно — никто бы не разрешил, потому что такая конструкция стоила бы баснословных денег.
«Здесь же это чудовищное последствие войны было как бы предназначено для съемок самого ожесточенного сражения Великой Отечественной. Зрелище поражало своей беспощадностью, мощью разрушительной силы оружия», — заключал Тетерин.
Что было дальше?
Несмотря на обстоятельства и навалившиеся проблемы, Озеров не поступился собственными принципами. Его «Сталинград» — это такое же эпическое кино, которыми были «Освобождение», «Солдаты свободы» или «Битва за Москву». Именно таковыми они воспринимаются современными зрителями. Солдаты-срочники в массовых сценах, советские старые танки (в основном, Т-34-85), замаскированные под танки Красной армии и нацистской Германии, настоящие орудия — сложно представить, сколько может стоить подобное кино, если его снять сейчас, когда у продюсеров на счету каждый рубль. Возможно, именно поэтому «Сталинград» Федора Бондарчука (2013) оказался более камерным, несмотря на гигантский по тем временам бюджет в $30 млн (примерно 900 млн рублей).
Ну а Озерову хватило материала, чтобы на основе кадров из своих фильмов-эпопей сделать ещё и сериал на 24 серии (или 490 минут) «Трагедия века». На основе «Сталинграда» он же создал ещё и фильм «Ангелы смерти», где речь шла о снайперах — позже эту же тему поднимут уже американцы в фильме «Враг у ворот». Ну и напоследок режиссер сделал полудокументальный фильм «Великий полководец Георгий Жуков», в котором снова использовал свои кадры с Жуковым в исполнении Ульянова.
Скончался Озеров в 2001 году, успев получить в Кремле награду президента России за вклад в отечественную кинематографию и узнав, что на «Мосфильме» его работу не забыли — как раз тогда киностудия приняла решение о восстановлении ряда советских картин, в числе которых были и военные эпопеи Озерова. Видимо, чтобы и будущие поколения смогли узнать об истории Великой Отечественной войны из наших, а не голливудских картин.