8 апреля в России отмечается день российской анимации — он установлен в честь премьеры в далёком 1912 году первого отечественного кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», снятого Владиславом Старевичем. Сейчас российская анимация — огромная отрасль, которая следует и традициям советских художников-мультипликаторов, и развивает новые направления.
Накануне праздника aif.ru поговорил с Юлией Немчиной, главой группы «Рики», аниматоры которой придумали «Смешариков» и «Фиксиков». В этих уже полюбившихся зрителям мультиках скоро появятся новые герои. Станут ли они такими же знаменитыми, как остальные персонажи?
Выросли на Смешариках
Игорь Карев, aif.ru: — «Смешарикам» недавно исполнилось двадцать лет, «Фиксикам» — пятнадцать. В 1990-е, помнится, все смотрели «Тома и Джерри», которым на тот момент было полвека. Да и советская анимация востребована до сих пор, хотя там тоже счёт идёт на десятилетия. Мультфильмы вообще могут устареть?
Юлия Немчина: — Если в основе сюжета лежат вечные темы, то нет. У наших проектов, например, есть фан-сообщества, которые регулярно находят в них новые смыслы. Два года назад мы придумали хэштег #выроснасмешариках — это о тех людях, которые когда-то смотрели первые серии этого мультсериала, а сейчас уже показывают его своим детям. Поэтому я считаю, что качественные и содержательные мультфильмы не теряют своей ценности.
— «Фиксики», кстати, были основаны на произведениях Эдуарда Успенского, но ушли от них достаточно далеко — всё-таки слишком много времени прошло, мир техники тоже изменился. А есть современные детские книги, по которым вам бы хотелось сделать мультфильмы?
— Мы внимательно отслеживаем современные тенденции в детской литературе и наблюдаем сейчас повышенный интерес к переосмыслению советской классики, как это было реализовано в фильме «Чебурашка». У нас тоже есть в разработке такой проект, но мы пока не готовы объявить о нём.
Здоровая конкуренция
— На Совете по культуре при президенте прозвучала цифра, что в 2024 году вышло всего восемь полнометражных мультфильмов российского производства и 60 иностранных. На ваш взгляд, можно ли изменить это соотношение?
— В первую очередь, следует закрепить поддержку российской анимации на уровне 20% от всего государственного финансирования кинематографа — сейчас этот показатель не превышает 8%. Во-вторых, направлять отечественным студиям 10% выручки, полученной от проката иностранного анимационного контента. Для анимационных компаний важны налоговые льготы. По поручению президента эта работа сейчас ведётся. Важно завершить её принятием соответствующего закона. При этих условиях можно в течение трёх лет серьёзно нарастить производство полнометражных мультфильмов. Не сразу! Работа над одной анимационной картиной длится дольше, чем в случае игрового кино, и занимает 2,5-3 года. Планировать на такой срок работу без поддержки государства практически невозможно.
— А вообще нужно «выдавливать» из нашего проката иностранные картины?
— Нет необходимости полностью исключать зарубежные фильмы из отечественного проката. Напротив, присутствие иностранных картин на рынке необходимо для поддержания здоровой конкуренции. В частности, многолетнее взаимодействие с иностранной анимацией, как, например, с работами студии Pixar, мотивировало аниматоров к созданию более сложных и визуально привлекательных работ. Речь идёт не о прямом заимствовании, а об обмене профессиональным опытом. Отказ от этого полезного эффекта синергии был бы нецелесообразным. Здоровая конкуренция в анимационной индустрии необходима.
«Фиксики» и «Смешарики» осваивают новые вселенные
— У мультипликаторов вашей компании сейчас много планов на полные метры?
— Конечно, в работе сейчас три проекта. В этом году выйдет вторая часть «Финника», на 2026-й запланирован выход анимационно-игровой картины «Смешарики. Сквозь вселенные», в которой наши герои предстанут в необычном виде. Я уже видела черновой монтаж игровой части — получается очень симпатичный и красивый фильм. А на 2027 год запланирован выход третьего фильма из франшизы о фиксиках — «Фиксики и инопланетяне».
И в качестве небольшого анонса скажу, что мы сейчас продумываем проекты, рассчитанные на подростков и аудиторию 18+. Сегодня в обществе есть запрос на создание такого контента.
— Существуют ли какие-то законы, по которым живут анимационные сериалы и их полнометражные версии? Возможно, уже выяснили, что, например, необходимо выпускать один полный метр на два сезона или что-то вроде?
— Нет, никаких таких законов не существует. Можно ведь и от обратного идти, то есть сначала снять полнометражный мультфильм, а уже потом, на его основе и с его героями, снять анимационный сериал. Но в целом всё это закладывается на этапе создания концепции — что-то будет лучше выглядеть в виде большого кино, а что-то — именно как сериал с короткими сериями.
Мы так поступили с «Финником» — сначала был фильм про домового, а сериал появился уже потом.
— Есть у Финника шансы стать такой же звездой, какими уже сейчас являются Смешарики или Фиксики?
— Узнаваемые бренды важны для любой студии, и мы рады, что за 22 года мы сумели сделать «вечнозелёными» сразу два наших проекта, которые можно развивать в любую сторону. Ну а чтобы следующий бренд стал похожим на звёзд, над ним следует долго-долго работать. И лет через пять у него появляется своё фан-сообщество и так далее.
— Может не получиться? То есть пять лет труда — и всё напрасно?
— Конечно, всё может произойти, но у нас большой опыт, мы делаем по каждому проекту экспертизу, так что в целом уверены в успехе.
— В передаче «Спокойной ночи, малыши!» была такая своего рода «фишка» — иногда добавляли новых персонажей. Их судьба складывалась по-разному: кто-то приживался, кто-то — нет, появляясь лишь в нескольких выпусках. А как дела обстоят в сериальной анимации?
— В «Смешариках», к примеру, основной акцент делается на девяти ключевых персонажах, уже знакомых и любимых зрителями. Тем не менее иногда появляются и новые герои, такие как корова Муня, задействованная в новогодних эпизодах. Аналогичный подход применялся и в «Фиксиках». Однако чаще используется другой метод — расширение мира за счёт новых локаций. Например, во втором «Финнике» зрители увидят около 30 новых мест, а вместе с ними и новых персонажей.
А в шестом сезоне «Фиксиков» планируется изменить формат подачи образовательного контента, добавив в научные вставки больше сюжетных элементов и увеличив их продолжительность.