Его хорошо знали в лицо — он одинаково успешно справлялся с ролями гитлеровцев и работников советских спецслужб. Назвать чистым «эпизодником» артиста не поворачивается язык, настолько весомо и значимо вносил он свой вклад в спектакли и фильмы.
Дорога к мечте лежала через войну
А в жизни Николай Константинович Прокопович оказался незаметным. Настолько, что многие о смерти его узнавали тогда, когда поднялся шум вокруг едва не исчезнувшей навсегда могилы…
Актерским ремеслом Коля Прокопович увлекся в школьные годы, в театральной студии Дома пионеров. Но реализовать мечты сразу помешала война. В 1943 году в возрасте 18 лет Николай ушел на фронт. Закончил войну в начале 1945 года после ранения, почти у стен Берлина.
Молодой фронтовик поступил в театральное училище, которое успешно закончил в 1949 году. Он стал актером Камерного театра, впоследствии преобразованного в Театр имени Пушкина.
Театральные завсегдатаи быстро обратили внимание на Прокоповича. Он был хорош как в комедийных, так и в серьезных ролях, при этом умело перевоплощался даже в возрастных персонажей. Например, одной из его визитных карточек был дед Щукарь в «Поднятой целине». Позднее ему посчастливилось сыграть Швейка в «Похождениях бравого солдата Швейка».
Чужой разведчик, свой разведчик
В 1948 году Сергей Герасимов поставил картину «Молодая гвардия», где главные роли сыграли студенты, впоследствии ставшие звездами советского кино. Прокопович тоже попал в ленту, однако ему, фронтовику, досталась роль немца. Но он отреагировал на это спокойно, чем, возможно, открыл дорогу к самой известной своей «гитлеровской» роли.
Настоящая громкая известность в кино пришла к Прокоповичу в конце 1960-х годов. Тогда он сыграл роль Вильгельми в трилогии по повести Василия Ардаматского «Сатурн» почти не виден.
Тогда же он появился в еще одном «длинном» детективе — «Ошибка резидента». Четыре фильма этого цикла растянулись более чем на полтора десятилетия, в течение которых он появлялся на экране в образе полковника КГБ.
Зло без прикрас
В 1973 году Прокопович получил возможность показать себя на экране в комедийном амплуа. В ленте «Неисправимый лгун» он сыграл начальника героя Георгия Вицина, категорически не желающего верить в невероятные приключения, происходящие с его подчиненным.
Но все рекорды популярности в это время побил телесериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Режиссер пригласила Николая Прокоповича на роль одного из самых зловещих персонажей Третьего Рейха — Генриха Гиммлера.
Актер умел использовать яркие краски, но здесь его нацист получился подчеркнуто-сдержанным, что сделало образ гнетущим, полным внутренней угрозы.
В итоге Прокопович сыграл Гиммлера еще дважды — в лентах «Родины солдат», посвященной генералу Карбышеву, и в «Думе о Ковпаке».
Новые времена
В середине 1980-х актер ушел из Театра имени Пушкина и «транзитом» через Театр имени Станиславского перешел в труппу Театра имени Моссовета, где выходил на сцену почти до самого конца жизни.
В начале 1990-х в дилогии «Телохранитель» и «Золото партии» он сыграл партийного функционера, пытающегося вписаться в новые реалии с сохранением положения и капиталов. Во время интриги вокруг тайной партийной казны герой Прокоповича погибал…
Весной 1995 года Николаю Константиновичу Прокоповичу было присвоено звание «Народный артист России».
Кризис отечественного кино сказался и на маститом актере. Предложений ему поступало мало. В 2003 году он снялся в азербайджанском политическом детективе «Черная метка», а в 2004 году мелькнул в не самом удачном продолжении популярного сериала «Тайный знак».
И после смерти мне не обрести покой…
К тому времени у Прокоповича возникли серьезные проблемы со здоровьем. Его мучила язва, которую он заработал еще на фронте. В 2004 году болезнь обострилась настолько, что ему пришлось уйти из театра. Операция облегчения не принесла, а 24 февраля 2005 года Николай Прокопович скончался накануне 60-летия Победы и за несколько месяцев до своего 80-летия.
Народного артиста России похоронили на Митинском кладбище, и это, как оказалось впоследствии, стало началом его посмертных злоключений.
Уже через несколько лет энтузиасты, интересовавшиеся судьбой актера, не смогли найти его последнее пристанище. Когда это все-таки удалось, оказалось, что ничего, кроме маленькой металлической таблички, не говорит о том, кто похоронен на этом месте. А ведь Прокопович не был одиноки человеком — у него остастались вдова и два сына.
Инга Задорожная-Прокопович, вдова актера, объясняла журналистам, что похоронами занимался Театре имени Моссовета, где вскоре сменилось почти все руководство. Хлопотать об установке памятника стало некому, а у родных не оказалось для этого денег.
На близких актера выходили некрополисты, занимающиеся изучением кладбищ, предлагавшие помочь в этом вопросе. Однако по каким-то причинам они отказались. В итоге историю вынесли на ток-шоу, после которого памятник все-таки был поставлен.
В 2020 году рядом с актером похоронили его вдову. Хочется надеяться, что больше вопрос об опасности утраты захоронения известного артиста не встанет.