У Романа Курцына десятки самых разных фильмов, причём на съёмках многих из них он по-настоящему рисковал жизнью. Актёр даже открыл свою школу каскадёров! Перед премьерой нового фильма «Пираты галактики Барракуда» специально для aif.ru Роман рассказал о том, чего это стоит его организму и как он сохраняет своё здоровье.
Всё по-настоящему
Елена Садкова, aif.ru: Роман, вы снимались в фильме «Огонь» с Константином Хабенским. Правда, что пламя было настоящим?
Роман Курцын: Да! В павильоне было 200 горелок, деревья пылали по-настоящему. И если все ребята были в специальных термостойких куртках, то я — в майке-тельняшке.
— За что вам такая «привилегия»?
— Я сам сказал режиссёру: «Прикинь, как круто, если я буду в тельняшке с отрезанными рукавами, а вокруг огонь!» Он в ответ: «Давай! Но надо будет потерпеть». Но я же не знал, что надо будет терпеть так! Мы должны были добежать от одного края декорации до другого по горящему лесу. Температура внутри павильона была такая, что эту металлическую конструкцию надувало, как пузырь. Перед нами выросла стена огня. Мы стоим в шоке, а Константин Юрьевич как закричит: «За мной!» — и ринулся в эту стену. Мы за ним…
У нас после съёмок не было ни ресниц, ни бровей. Нас мазали какими-то защитными средствами, но это мало помогало. Ожоги остались на всю жизнь.
– Получается, вы наш Том Круз. Все трюки — сами?
— Не совсем. У Тома Круза огромные инвестиции в трюки. А мы работаем по старинке — если человек взрывается, то по-настоящему. Наши каскадёры считаются самыми безумными, потому что они всё делают вживую.
Прыжок Тигра
– Как вас жена на работу отпускает после этого?
— Она ничего не знает, я ей не рассказываю. А когда смотрим фильм, говорю, что это дублёр.
– После нашего интервью узнает…
— Скажу ей, что наговорил для красного словца. Она — мне: «Так это не ты делал?» Я: «Ты что?! Я же высоты боюсь».
– Когда вы снимались в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин», ориентировались на легендарного футбольного вратаря Алексея Хомича?
— Да, я на тех съёмках грудную мышцу себе оторвал. Из-за моей занятости все матчевые эпизоды снимали за один день. И за этот день я упал более 300 раз. У меня было не тело, а сплошной синяк. В первых кадрах мне надели наколенники, но режиссёр Алексей Викторович Пиманов сказал, что в те времена наколенников не было. Ну я и снял… Хомичу же дали прозвище Тигр за его легендарный прыжок — длинный, уходящий в сальто. Так вот мы этот прыжок повторили. А футболист из меня, по правде сказать, не очень. Прыгнул, приземлился на локоть и оторвал грудную мышцу. Я даже не заметил сам момент отрыва, такой был адреналин. Зашили, и всё. На следующий день вышел на смену.
– Долго восстанавливались?
— У меня не было времени болеть, сразу поехал на следующий проект.
– Может, у вас какая-то своя система упражнений, чтобы избежать последствий таких травм?
— Никакой системы, просто не надо думать о травмах, а то они сразу напомнят о себе. У меня много чего травмировано.
– Как поддерживаете форму, если так не щадите себя?
— Ежедневные тренировки: растяжка, тренажёрный зал, работа с «железом», акробатика. Если 5 дней не позанимаюсь, начинает всё болеть. Организм привык в течение 20 лет получать экстремальную физическую нагрузку, поэтому он уже работает по-другому. Суставы спортсмена действуют не так, как у человека, который сидит на диване. И позвоночник другой, и мышечный корсет. И реакция организма на восстановление иная.
Как горная река
– А как обычным людям поддерживать себя в форме?
— Основное правило: движение — это жизнь. Мой тренер Алексей Карпов в 52 года выглядит потрясающе. Просто Аполлон! Он меня готовит к проектам. Так вот Алексей всё очень доходчиво объясняет: наш организм состоит из воды, и есть два варианта — либо ты болото, которое стоит, киснет и тухнет, либо ты горная река, и кровь твоя гоняет по венам и бурлит. У человека без движения даже запах меняется, он действительно киснет. Как усваиваются полезные микроэлементы? Только при нагрузке. Возьмём суставы, они же смазываются в момент движения. Не будешь двигаться — не будет вырабатываться суставная жидкость. Надо любить свой организм: правильное питание, режим, движение.
– Полезнее утренняя зарядка или вечерняя нагрузка?
— Надо слушать свой организм, он всё подскажет сам. Как пианино — нот семь, а сыграть можно по-разному. Я, например, утром не могу тренироваться. Но, если понимаю, что из-за графика съёмок мне нужно это сделать, пойду и в 6 утра на тренировку. Но самое главное — энергия. Мы не должны тратить её впустую. В стрессе у человека вырабатывается кортизол. Этот гормон глушит всё. Человек не должен быть в постоянном стрессе. Если нет внутреннего света, то, что бы ты ни делал, как бы ни тренировался, на каких бы диетах ни сидел, ничего не будет работать.
– А что по поводу питания?
— Если хочешь похудеть, надо тратить энергии больше, чем потребляешь. Вот и всё. Понимаешь, что сегодня с дивана не встанешь, — тогда ничего не ешь. Я отношусь к еде очень спокойно. Совсем не гурман. Пища для меня просто топливо, энергия. Конечно, не ем сладкое и фастфуд, который непонятно на каком масле жарится. Зато пью очень много простой воды. Для организма она важна.