Четыре ацтекских воина из «Кодекса Мендосы»
То ли от чрезмерного волнения, то лис отвычки я взял слишком высоко, и наконечник стрелы пронзил самуюверхушку его железного шлема, не причинив испанцу никакого вреда: онтолько покачнулся в седле — и все. Но и этот весьма скромный успехнеобычайно возвысил меня в глазах ацтеков. Лучники они были прескверные, ик тому же ни разу не видели, чтобы стрела пробивала испанские доспехи.Дочь Монтесумы. Р.ХаггардИстория военного костюма. Щиты и шлемы ацтеков и майя — вот о чем была предыдущая статья, и сегодня тему военного костюма индейцев Месоамерики мы продолжим. Не только шлемы и щиты являлись принадлежностью воинов этого региона, но и различные накладные защитные приспособления для рук, ног и торса. На руки могли надевать рукавообразные «латы», причем подобной же защитой пользовались и игроки в мяч. Возможно, что они представляли что-то похожее на рукав из хлопка с нашитыми на него кожаными полосами. Во всяком случае, от ударов литым каучуковым мячом такая защита вполне предохраняла.
А вот как они выглядели в описании Б. де Лас-Касаса, который сообщал:
«…нарукавники и прочие золотые и серебряные доспехи, которыми они пользовались, должно быть, во время войн, столь искусно и диковинно отделанные зелеными и желтыми перьями и оленьей кожей, прекрасно выдубленной и окрашенной».Дополнительной защитой являлись и металлические украшения в виде всевозможных браслетов из золота, украшенных в дополнение нефритом и перламутром.
Ацтекский воин-орел. Выставка в Этнографическом музее Лейдена в 2021 годуДругое защитное приспособление использовалось, по-видимому, в основном индейцами-тольтеками. Это была своеобразная подвеска, которую они носили на левой руке и которая состояла из длинных толстых шнуров. Возможно, они служили чем-то вроде гибкой защиты для копьеметальщика, подобно тому, как в европейском фехтовании использовали плащ, намотанный на руку.
Ацтеки носили также защитные пластины на ногах, которые выделывали из кожи и украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В Миштекском кодексе можно увидеть поножи в виде лапы ягуара. Использовались также обмотки (что неудивительно, если мы вспомним, какая там колючая растительность): наматывавшиеся параллельными рядами или перекрещивающимися. Естественно, что браслеты из металла и камня носили и на ногах.
Среди даров, которые испанцы получили от индейцев чонталей, Лас-Касас упоминает:«…Несколько нагрудных доспехов: одни из чистого золота, другие из дерева, покрытые золотом, а третьи золотые, усеянные каменьями, искусно рассыпанными по золоту; множество наколенников, некоторые из чистого золота, другие деревянные либо из какой-то коры, но непременно покрытые золотыми пластинами».Нагрудные панцири индейцам были также известны. Они имели форму пластин: иногда в форме стилизованной бабочки (тольтеки), пумы, спирали и круга с маской (Чичен-Ица).
Самый известный памятник культуры ацтеков — камень бога Солнца Тонатиу. Находится в Национальном музее антропологии в Мехико и является самым известным произведением их скульптуры. Это огромный диск диаметром 3,58 метра, толщиной 98 сантиметров и весом около 24 тонн. В центре диска изображен ацтекский бог солнца Тонатиу. Современные исследования говорят о том, что его вырезали между 1502 и 1521 годамиСамым распространенным видом защитной одежды у ацтеков была куртка ичкауипилли, которая имела вид стеганой рубашки из толстого слоя хлопковой ткани (в 1,5-2 пальца). По сути, это был тот же российский ватник, наружный слой которой пропитывался концентрированным соляным раствором, и с завязками на спине. Он настолько хорошо предохранял воина от ударов дубинкой с обсидиановыми лезвиями, которые тупились и ломались на кристаллах соли, а также от стрел, что испанские конкистадоры быстро позаимствовали его у индейцев и описывали как более легкий и менее жаркий, чем их собственные стальные латы. Панцирь этот мог быть и без рукавов или с очень короткими рукавами. Диего де Ланда так писал про юкатанских майя XVI в.:«Они делали панцири стеганые из хлопка и крупной соли, набитой в два ряда или слоя, и они были крепчайшие».Поверх панциря воины надевали одеяние типа туники, длина которой являлась показателем ранга и социального положения воина. У простолюдинов, по мнению ацтеков, ей следовало быть выше колен, у тех, кто был рангом выше, она должна была быть длиннее. Хотя рядовым воинам также позволялось носить длинные туники, но лишь для того, чтобы скрыть следы от ран и шрамы. Очевидно, их неприкрытая демонстрация считалась в их обществе неприличной.
Очень интересны были и защитные накидки, похожие на пончо, которые делали из волокон агавы, а потом замачивали в жидком маисовом тесте и сушили на солнце. При этом они мало того, что приобретали красивый золотистый цвет, так еще и затвердевали настолько, что превращались в своего рода панцирь. Хотя под дождь в таком «панцире» попадать явно не следовало! Впрочем, время наступления сезона дождей индейцы хорошо знали.
Ацтеки обожали наряжаться и украшать себя, так что мужчины прокалывали себе крылья носа и нижнюю губу с целью носить такое украшение, как лабретка. Эти украшения делались из нефрита, янтаря или горного хрусталя, а также из золота и имели форму трубочки длиной до пяти сантиметров и даже фигурок. Например, фигурки змеи. Или головы орла… «Орлиная голова» из Метрополитен-музея, Нью-ЙоркТакже использовались подобие комбинезона из звериной шкуры или тканой основы, обшитой перьями, с разрезом на спине для надевания. Интересно, что Лас-Касас описал, как индейцы в Табаско (залив Кампече) одели испанца Грихальву «с головы до ног в доспехи из чистейшего золота, ничуть не менее полные, чем стальное рыцарское вооружение миланской работы». Но сам автор при этом не присутствовал, так что вполне может быть и просто досужий вымысел.
Вот так носили под губой лабретку в форме змеи! Метрополитен-музей в Нью-ЙоркеКуда богаче была военная символика ацтеков и майя и знаки различия, получаемые воинами за совершенные ими подвиги. Тут надо заметить, что в их обществе убийство врага подвигом отнюдь не являлось. Жрецы требовали брать врага живым, чтобы принести его в жертву богам. Поэтому и награды, и внешние знаки различия получали у них, прежде всего, те, кто брал пленных. Менять касту у ацтеков и майя, как и носить одежду не своей касты, было нельзя. Но даже простолюдин мог достигнуть «степеней известных», если поступал в армию и брал в бою пленных.Сначала, вступая в армию, юноша только и имел, что набедренную повязку-маштлатль, плетеные сандалии и короткий плащ – укрываться на ночь. Учили их не только навыкам боя и, подобно нашим новобранцам, заставляли «заучивать звездочки», то есть по специальным пиктографическим книгам учили различать, у кого какой ранг и все положенные ему знаки различия. При этом фантазии индейцам было не занимать, так что воины, взявшие в плен 1, 2, 3, 4, 5 врагов, все носили разнообразные и подчас сильно отличающиеся друг от друга наряды.
Воин майя. Производитель: Silver Dream Studio и Alexandros ModelsКстати, жрецы также воевали и получали в награду одеяние не менее яркое, чем воины-профессионалы. Так, пленивший двух врагов получал белую куртку тлауицтли с черным украшением, ритуальную принадлежность богини Тлацотеотль. Три пленника — и ты мог носить зеленый тлауицтли и памитль — флажок с красными и белыми полосами, увенчанный пучком драгоценных зеленых перьев кецаля. Жрецу, которому повезло захватить в плен четверых, получал очень красивую куртку куэштекатль с узором из белых кругов на черном фоне, что должно было символизировать звезды. Пять пленников давали право на красный тлауицтли с черным украшением в виде большого веера из перьев попугая ара, который назывался момойактли. Ну а если боги к тебе были милостивы и ты оставался в живых, захватив в плен шестерых врагов, то ты имел право на «одеяние койота», украшенное желтыми или красными перьями.
Так что даже простолюдин-масеуатль вполне мог добиться даже самых высоких рангов, и всё исключительно благодаря своим военным подвигам.Была у ацтеков и специальная военная одежда, которую носили «вне строя» и которая также указывала на ранг и заслуги ее обладателя.
«Кодекс Мендоса», стр.65. Одежда воинов для повседневного ношения и демонстрировавшая сколько каждый из них взял пленных, то есть услужил богам. Бодлианская библиотека Оксфордского университетаРядовые воины и их командиры в мирное время носили приметный плащ-тильматли размеров 1,22-1,83 м, который скреплялся пряжкой на правом плече и, свободно ниспадая вдоль тела, закрывал левую руку и обнажал правую. Простолюдин, сражавшийся в битве и взявший одного пленника, получал плащ, украшением которого являлись цветы (вот только непонятно, живые или искусственные, ведь живые нужно было бы тогда постоянно менять!). Два пленника обозначал тильматли оранжевого цвета с полосатой каймой. Ну а дальше – чем выше ранг и больше пленных, тем сложнее и богаче узоры были на плаще. Европейцы сравнивали подобные ткани, из которых шились эти плащи, с лучшими европейскими нарядами, сделанными из шелка.
Ну а то, какое значение в глазах индейцев имели все эти облачения и оружия для воинов, иллюстрирует вот эта речь одного из индейских командиров, дошедшая до нашего времени и записанная в «Истории индейцев Новой Испании»:
«Я желаю вселить мужество в сердца тех, кто смел, и воодушевить тех, кто слаб. Знайте, что ныне император повелел, чтобы отважные мужи не покупали на торжище золотые венки, перья, украшения для губ и ушей, браслеты, оружие, щиты, плюмажи, богатые плащи и штаны. Наш повелитель сам раздает их в награду за незабываемые деяния. По возвращении с войны каждый из вас получит награду сообразно заслугам, чтобы вы могли показать своим семьям и богам доказательства своей доблести. Если кто из вас думает, что потом «займет» себе этой славы, — пусть помнит, что наградой за такое будет лишь смертная казнь. Сражайтесь, мужи, и обретите себе богатство и славу здесь, на бранном торжище!»Примечание. При написании материала использовалась статья А. Шехватова (С.-Петербург) из журнала «Парабеллум» (№ 11, 2000 г.). Статья показалась мне интересной, но чрезмерно перегруженной ссылками и множеством сносок, и потому достаточно трудной для прочтения неспециалистом…
- В. Шпаковский