Домой Культура и туризм Жена моряка, художник и монахиня. Почему эти советские актрисы бросили кино

Жена моряка, художник и монахиня. Почему эти советские актрисы бросили кино

320
0

В 1963 году Александр Роу, один из главных «сказочников» советского кино, снял на студии им. Горького фильм-сказку «Королевство кривых зеркал» по одноименной повести Виталия Губарева. «Это до сих пор одна из самых красочных и интересных советских сказок»; «Чудесный фильм! Ничего общего с современным хоррором», — это свежие отзывы зрителей. Одну из главных ролей — Анидаг (Гадины) — сыграла Лидия Вертинская. «Анидаг — великолепна!!!» — это тоже из современных зрительских отзывов. 40-летняя Лидия Владимировна тогда действительно была в самом расцвете — и творческом, и зрелой женской красоты. Но внезапно она принимает решение уйти из кино. Бросить профессию, о которой мечтали сотни тысяч девушек в стране. Aif.ru вспоминает истории других советских актрис, которые также решили завершить карьеру, ничего не объясняя ни коллегам, ни зрителям.

Лидия Вертинская

У супруги известного российского и советского певца и актера Александра Вертинского причина ухода из актерской профессии была очень простой — она никогда не стремилась быть актрисой.

Со своим знаменитым мужем она познакомилась в 1940 году в Шанхае. Вертинского туда занес ветер эмиграции. Как объясняла aif.ru его дочь Анастасия, Шанхай Александр Николаевич выбрал прежде всего потому, что там была большая русская диаспора, там говорили, пели, ругались и любили по-русски, там могли душой воспринимать его песни. Лидия же в Китае оказалась вместе с семьей — она была дочерью работника КВЖД. Ее отец, Владимир Циргвава, умер, когда девочке было всего 10 лет.

На момент встречи разница в возрасте между артистом и его избранницей была очень большой: ему было за 50, ей — лишь 17. Но, вопреки возражениям матери, Лидия согласилась выйти за Вертинского замуж. Вскоре у них родились одна за другой две дочери Марианна и Анастасия (в будущем — известные советские актрисы). В 1943-м Вертинские получают разрешение на возвращение в СССР…

На родине их встретили хорошо, но не слишком ласково — с жильем и обустройством власти помогли, а вот карьера у Вертинского застопорилась. Супруга же первые годы посвящала дочерям, а потом — по настоянию мужа — окончила художественный институт имени Сурикова. В 1950-е она, обладающая яркой внешностью (в ее жилах текла грузинская кровь) начинает сниматься в кино. Причем это был не ее выбор, а настойчивость режиссеров — им очень хотелось заполучить себе эту «экзотическую птичку» со звонким голосом и не менее звонкой фамилией. Однако ролей в фильмографии Вертинской-старшей оказалось не слишком много. Птица Феникс в фильме Александра Птушко «Садко», небольшой эпизод у Григория Козинцева в «Дон Кихоте», два появления в сказках Александра Роу, в «Новых похождениях Кота в сапогах». И после перерыва в несколько лет — работа в «Королевстве кривых зеркал», где она сыграла злобную, но дьявольски красивую Анидаг. Такой Лидия Вертинская и осталась в памяти зрителей — больше она в кино не снималась.

После смерти мужа в 1957-м она работала по профессии, сама рисовала, практически до последних лет участвовала в выставках. Скончалась актриса и художница в 2013 году, прожив 90 лет, и была похоронена рядом с Вертинским на Новодевичьем кладбище.

Татьяна Клюева

А вот юная Таня — в отличие от Лидии Вертинской — актрисой очень хотела быть. И за мечту свою активно боролась. Сниматься в кино начала в 13 лет, получив роль у Александра Митты в фильме «Звонят, откройте дверь» (1965), где играли Сергей Никоненко, Ролан Быков, Виктор Косых. Потом Клюеву пробовал Роу в сказку «Огонь, вода и медные трубы», но тогда ее подвел возраст. Десятикласснице Татьяне пришлось уступить эту роль более опытной Наталье Седых (Настенька из «Морозко»). Он тогда пообещал, что даст ей роль в следующем своем фильме. И обещание сдержал. Клюева сыграла главную героиню в его фильме-сказке «Варвара-краса, длинная коса», прославившись на всю страну.

Дальше была учеба в ГИТИСе, пара работ в кино, рождение сына, развод с первым мужем, сокурсником актером Тимофеем Спиваком. И второе замужество, которое и определило дальнейшую судьбу Клюевой. Ее муж был морским офицером, и дипломированная актриса, выбирая между семьей и карьерой, выбрала семью. Тем более что один раз она уже обожглась в личной жизни. Она бросила не только работу в кино, но и Москву, уехав вслед за мужем в Севастополь. Работала фактически кем придется — и на рынке торговала тоже. Иногда вспоминала о том, что была актрисой, — в 80-е и в 90-е ей удалось сыграть несколько ролей, совсем небольших.

Уже в наше время Клюева активно поддержала «русскую весну», с 2014 года ездила в Донбасс. Ее сын, взявший фамилию отчима, был советником в правительстве ДНР. В беседе с aif.ru она говорила, что не жалеет, что тогда сделала именно такой выбор.

Наталия Петрова

Эта актриса тоже была из тех, кто попал в кино случайно. Она родилась в 1945 году, отучилась в институте иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала моделью, благо внешние данные были соответствующие. И в какой-то момент попалась на глаза ассистенту Птушко, который в то время готовился снимать экранизацию пушкинской сказки «Руслан и Людмила». На роль Людмилы он планировал взять профессиональную актрису Антонину Пилюс, она тогда работала в театре на Малой Бронной, но в кино снималась мало; из заметных работ — лишь телеспектакль «Солярис» 1968 года с Василием Лановым в главной роли. Выбор в итоге был сделан в пользу Петровой. Птушко, правда, о ее актерских способностях отзывался весьма сдержанно, но отмечал, что спит она в кадре бесподобно. Впрочем, именно это и требовалось от исполнительницы роли Людмилы.

После выхода фильма в 1972 году режиссер собирался снова привлечь Петрову к «спящей» роли в сказке «Спящая красавица», но тяжело заболел и умер в марте 1973-го. А Петрова, которая после «Руслана и Людмилы» получила всесоюзную известность, осталась без кинокарьеры. У нее были еще две небольшие роли — в фильме «Место встречи изменить нельзя» именно она играет официантку, которую выкидывает из окна ресторана Фокс (Александр Белявский), а в 1988-м снялась в небольшой роли в картине «Большая игра» по роману Юлиана Семенова.

А вот личная жизнь несостоявшейся кинозвезды оказалась более насыщенной. Вскоре после съемок у Птушко она познакомилась с молодым иранцем Бабеком Серушем — сыном коммунистов из Ирана, который учился в СССР. Через два года они поженились. Серуш вел роскошную жизнь, его даже считали и тайным агентом КГБ, и не менее тайным торговцем оружием. Но доказательств ни того, ни другого заявления никто так и не нашел. Еще он входил в близкий круг Владимира Высоцкого и с середины 1970-х делал записи песен знаменитого барда на привезенной с Запада аппаратуре — эти записи потом расходились по всей стране. Наталью он боготворил и ни в чем ей не отказывал.

Серуш скончался в 1992 году, Петрова полученное наследство вложила в бизнес. Она много путешествовала по миру с супругом, и те знания, что смогла получить, посещая на Западе салоны красоты, использовала здесь. Ее сеть салонов красоты и спа оказалась весьма успешной. Но возраст в конце концов дал знать — она продала бизнес и отошла от дел.

Кстати, ее соперница по роли Людмилы — Антонина Пилюс — тоже перестала сниматься в начале 1970-х, но у нее это было связано с переходом к педагогической деятельности — она преподавала в Щукинском училище сценическую речь, а потом многие годы была проректором по учебной работе.

Александра Яковлева

В кино эта актриса ворвалась очень громко — вскоре после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Яковлева (настоящая фамилия — Иванес) сыграла главную роль в фильме-катастрофе Александра Митты «Экипаж». Постельная сцена с участием Яковлевой и Леонида Филатова превратила обоих в секс-символы того времени.

Более 10 лет Яковлева была очень востребована как актриса — снималась в исторической саге «Россия молодая», в музыкальных «Чародеях», в комедийном «Человеке с бульвара Капуцинов» и в паре дюжин других картин. В 1993-м дебютировала и в качестве режиссера с фильмом «Паром „Анна Каренина“». После чего резко оборвала свою творческую карьеру. Она начала работать в органах власти родного Калининграда, получила второе образование — в политехническом университете Петербурга. Потом работала в аэропорту «Пулково» и в РЖД, была кандидатом на пост мэра Калининграда, но проиграла выборы.

Лишь в конце 2010-х Яковлева снова вспомнила про кино — повторила свою роль в ремейке «Экипажа», выходила на сцену театров. Скончалась в 2022 году от рака.

Ольга Гобзева

Гобзева прошла весь положенный путь молодого актера — занималась в театральном кружке, поступила во ВГИК, в мастерскую Бориса Бабочкина, после диплома вошла в труппу Театра киноактера. И в кино снималась со студенческой скамьи — ее полнометражным дебютом стал фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». За тридцать лет сыграла около пятидесяти ролей, в нескольких десятках фильмов была актрисой дубляжа.

Ее карьера оборвалась в 1991-м. Тогда у многих актеров поменялись судьба и цели в жизни. Ольга же такой выбор сделала по совету своего духовника. Гобзева сперва просто жила послушницей в монастыре, преподавала в воскресной школе, а в 1993-м приняла монашеский постриг. Однако, в отличие от тех актрис, о которых мы рассказывали выше, полностью рвать с профессией она все-таки не стала. Да, в кино она не снималась, но вела православные передачи на радио, а в конце 2010-х на телеканале «Спас» стала ведущей цикла передач о советских актерах.