От патриотичных телевизионных сериалов, выступлений в костюме яичка и роли «чувака с семечками» до номинации на «Оскар».
Анастасия Соколова
Юра Борисов — первый российский актёр, номинированный на «Оскар» и «Золотой глобус». Но слава и широкое признание настигли его не сразу. Проследили, какой карьерный путь прошёл Борисов, прежде чем о нём заговорили по всему миру.
Начало актёрского пути Юры Борисова
Известно, что Юра родился в подмосковном Реутове. Но если верить самому актёру, это произошло в самолёте. Он рос в обыкновенной семье: мать работала риелтором, а отец постоянно менял профессии. Они часто переезжали, поэтому Юра почти не учился в школе, зато занимался в драмкружке. Становиться профессиональным артистом он не планировал и иногда мечтал о карьере космонавта.
Однако в 16 лет Юра поступил именно на театральный факультет в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Выбор вуза и направления овеян множеством легенд. В одном интервью Борисов рассказывал, что так помогал отцу выиграть пари — поступить на бюджет было проще всего на актёра. В другом утверждал, что ему просто было лень работать, да и вообще, стать артистом посоветовал педагог театрального кружка. Возможно, всё перечисленное выдумка: Борисов любит водить интервьюеров за нос и выдумывать свою биографию на ходу.
Недолгий театральный период
Юра начал играть в театре параллельно с обучением в «Щепке». На четвёртом курсе он получил свою первую профессиональную премию. Это был «Золотой лист» за роль администратора Аметистова в спектакле «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова. В 2013 году Борисов окончил училище и в 20 лет стал дипломированным актёром.
После выпуска он служил в труппе театра «Сатирикон»: играл Людовико в спектакле «Отелло» режиссёра Юрия Бутусова и Бальтазара в «Ромео и Джульетте» Константина Райкина. Но на сцене актёр долго не задержался — пугало однообразие. «Мне не очень нравится повторять одно и то же, быть привязанным к одному месту. (…) Кино мне за то и нравится, что всегда это новые места и короткие приключения», — рассказывал Юра в интервью.
Съёмки в самых первых проектах
Уже на первом курсе института Борисов начал разносить свои фотографии по агентствам и ходить на пробы. В один год он получил два очень важных предложения.
Сначала его утвердили на первую главную роль в сериале «У каждого своя война» — романтической истории любви на фоне послевоенной Москвы. Там Борисов сыграл старшеклассника Роберта, который влюбляется в девушку малолетнего бандита.
А потом актёра взяли в фильм «Елена» Звягинцева на роль внука главной героини. Однако режиссёр увидел, насколько Юра молод и неопытен, и дал ему партию «чувака с семечками и пивасом».
Таких изменений уже на съёмках, переписываний сценариев, корректировки финалов и урезания ролей в первые годы работы Юры было немало. Но он понимал, что упорный труд, несмотря на качество результата, — единственный способ чего-то добиться.
Поначалу в его фильмографии преобладали телесериалы. Он снялся в «В зоне риска» — проекте про оперов, в «Погружении» про дайверов и непознанные глубины планеты, в «Старом ружье» про Первую мировую, в «Мотыльках» про аварию на Чернобыльской АЭС и в «Молодой гвардии» про партизан. В трёх из перечисленных шоу Борисов сыграл российского солдата.
Военно-патриотический этап
Из-за телевизионных проектов за Борисовым прочно закрепилось амплуа военного. Вскоре Юре стали предлагать участие в более высокобюджетных проектах, но типаж героя не менялся. Это по-прежнему был российский солдат, искалеченный военным временем. Так актёр снялся в фильмах «Дорога на Берлин», «Семь пар нечистых», «Т‑34», «Красный призрак» и «Калашников».
Но, в отличие от многих других актёров, навсегда застрявших в военном кино, Борисову удалось изменить ситуацию. Для Юры с самого начала была характерна смелость и творческая свобода в выборе ролей. На каждый незапоминающийся патриотический боевик в фильмографии актёра всегда приходится один фестивальный хит. Впервые Борисов зашёл на территорию авторского кино в картине «Хрусталь». С этого момента в его творчестве началась новая эпоха.
Эра проектов про 90‑е
По карьере Юры легко проследить основные тенденции российского кинематографа. Актёр прошёл путь от бессмысленных и беспощадных российских сериалов 2010‑х до исторических боевиков, а от них — к рефлексии по 90‑м. И если в патриотических картинах Борисов в основном играл рядовых солдат с тяжёлыми судьбами, то в фильмах и сериалах про 90‑е охватил более широкий диапазон.
В «Хрустале» белорусской постановщицы Дарьи Жук актёр сыграл диджея-наркомана. Борисов так основательно готовился к роли, что даже попробовал запрещённые вещества, чтобы лучше понять своего персонажа. Но на площадке Юра всегда сохранял профессионализм и пользовался каплями для расширения зрачков — имитировал наркотическое опьянение.
В другом проекте про 90‑е — сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» — Борисов перевоплотился в ветерана Афганской войны Алика. А в «Быке» Бориса Акопова он сыграл Быка — классического дворового парня с трагической судьбой, который живёт от отсидки до отсидки, от одной кровавой заварухи до другой. При подготовке к роли Борисов вдохновлялся главным героем эпохи 90‑х — Сергеем Бодровым.
При этом для каждого персонажа со схожей судьбой и окружением из одной эпохи актёр нашёл разный подход. Бык, по словам Юры, был «фрустрированным фаталистом», который жил «неправильную жизнь», а Алик скрывал своё разочарование под маской клоуна.
Судьбоносное турне Юры по западным кинофестивалям
Успешный «Бык» стал визитной карточкой Юры на зарубежных фестивалях. Актёру удалось слепить из Быка универсального и узнаваемого российского персонажа без привязки ко времени. В 2019‑м фильм показали на «Кинотавре», международном кинофестивале в Карловых Варах и фестивале российского кино Sputnik в Польше. После премьеры сразу несколько режиссёров заинтересовались Юрой.
На «Кинотавре» актёр познакомился с Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым — с ними он поработает над фильмом «Капитан Волконогов бежал». В Карловых Варах его заприметил финский режиссёр Юхо Куосманен — потом Юра снялся в его «Купе номер 6». А в Чехии Борисов встретил выпускника мастерской Сокурова Владимира Битокова — это обеспечило ему роль в фильме «Мама, я дома».
Фестивальные проекты с Юрой начали выходить друг за другом в 2021 году. Первым был «Мама, я дома» о женщине, чей сын в составе ЧВК пропадает где-то в Сирии. Она устраивает кампанию по его поискам, но через некоторое время на её пороге появляется Незнакомец (Борисов) и уверяет, что он и есть её сын. Работу показывали на международном кинофестивале в Венеции.
После настало время фильма «Капитан Волконогов бежал». В нём Юра играет сотрудника карательных органов, который пытается вымолить прощение у родственников репрессированных. Премьера прошла на том же Венецианском кинофестивале, но в российском прокате картина так и не появилась.
В следующей работе — трогательной «Герде» — Борисов перевоплотился в не менее оригинального персонажа — художника, который подрабатывает на кладбище. Фильм показывали на Международном кинофестивале в Локарно.
Но, пожалуй, самой значимой работой этого периода оказался фильм «Купе номер 6». Он получил гран-при жюри Каннского кинофестиваля и стал пропуском Юры в западное кино. В «Купе» актёр проявил своё фирменное обаяние, скрытое за суровой внешностью.
Именно в этой картине Борисова заприметил американский режиссёр Шон Бэйкер — будущий автор фильма «Анора».
Первый голливудский фильм Юры Борисова
Перед стартом своего нового проекта Бэйкер позвонил Юхо Куосманену и расспросил о сотрудничестве с Борисовым. Тот ожидаемо тепло отозвался об актёре и назвал его «лучшим парнем на свете». Затем режиссёр связался уже с самим Юрой, который не был знаком с творчеством Бэйкера и не торопился соглашаться на роль. Борисов отправился смотреть фильмы режиссёра, увидел в его работах «душу» и остался доволен.
Так началась работа над «Анорой». Фильм рассказывает о секс-работнице Эни (сокращённо от Аноры). Она встречает сына русского олигарха Ваню и вскоре они женятся в Вегасе. Вот только родители Вани не в восторге от новой невестки и отправляют своих людей во всём разобраться. Тут в фильме появляется герой Борисова — Игорь.
Изначально «Анора» была историей о русском эмигранте, а на главную роль рассматривался Алексей Серебряков (он в итоге сыграл отца Вани — российского бизнесмена). Но в 2019‑м Бэйкер увидел в фильме «Однажды в… Голливуде» Майки Мэдисон на третьестепенной роли и переписал свой сценарий специально под неё — получилась современная версия «Красотки». Борисову же досталась роль сердобольного гопника и решалы.
На первый взгляд кажется, что партия Юры здесь не слишком важна. Однако ему удалось заполнить кадр своим актёрским присутствием и даже затмить коллег по площадке. И это при том, что актёр не владеет английским в идеале. Даже без большого количества реплик он смог передать внутренний мир своего персонажа, играя в основном глазами.
Многие не замечают огромной работы, которую Юра проделывает, ведь кажется, будто он и не играет вовсе, а просто существует в кадре. Но в этом и заключается секрет его бешеной популярности и профессионального успеха: ему удалось целиком и полностью слиться с персонажем и подчинить себя его характеру.
После выхода «Анора» получила Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале, а Борисова номинировали на премию «Готэм», «Золотой глобус» и премию Гильдии киноактёров США SAG Awards. А ещё он победил в голосовании американских критиков Лос-Анджелеса, Торонто и Сан-Франциско.
На этом признание индустрии не закончилось. Недавно стало известно, что Юру номинировали на премию «Оскар». Он будет соперничать за «Лучшую мужскую роль второго плана» с Кираном Калкиным, Эдвардом Нортоном, Гаем Пирсом и Джереми Стронгом. И хотя на «Золотом глобусе» в этой же номинации с почти теми же претендентами его обошёл Киран Калкин, у Юры есть все шансы на победу.
Чем Юра Борисов так запал в душу фанатам
В 2024 году о Юре заговорили повсюду. И дело не только в частых съёмках и участии в международных фестивалях, но ещё и в его уникальной харизме. Вот почему актёр так полюбился фанатам.
У Юры Борисова интересный актёрский метод
Юра — явный адепт метода Станиславского, в котором главное — слияние с персонажем, полное погружение в роль. В «Хрустале» он экспериментировал с наркотиками. Для роли в «Купе номер 6» планировал удалить зуб, чтобы плевать через дырку, но передумал. На съёмках фильма-биографии Пушкина не расставался с собранием сочинений поэта.
Сам Юра описывает свой метод расплывчато — то ли не хочет делиться секретами, то ли действительно вживается в персонажа неким магическим способом. По его словам, это происходит так: «Персонаж в какой-то момент начинает жить своей жизнью, отдельно от меня. Это такая немного волшебная штука: ты лепишь героя, потом время его жизни растёт — и в какой-то момент он оживает, обретает свои черты, энергию и начинает сам хотеть что-то делать, о чём-то своём думать».
Юра Борисов непосредственный и простой
Став звездой мирового масштаба, Юра продолжает быть понятным и узнаваемым парнем из Подмосковья. Всех уже поразила его реакция на свой проигрыш на «Золотом глобусе». Вместо того, чтобы расстроиться или разозлиться, Юра вздохнул с облегчением: теперь не придётся говорить речь на английском.
Смотреть интервью Борисова — чистое удовольствие. Но ещё больше радуют его совместные появления с семьёй. Например, церемонию объявления номинантов Юра смотрел с женой и дочерьми, а потом они все вместе участвовали в выпуске американских новостей.
Юра Борисов берётся за нетипичные для него роли
Возможно, больше всего Юра запомнился зрителям в роли простых ребят. Но в его фильмографии есть совершенно разноплановые партии. Например, в недавней экранизации фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» Юра сыграл капитана альянса космических пиратов Глота.
Марк Эйдельштейн, коллега Юры по съёмочной площадке, в один момент даже решил, что вторжение инопланетян действительно произошло. Настолько нечеловеческий звук издал Юра, полностью вжившись в роль пришельца. А по виду его персонаж вообще напоминал Фейд-Рауту Харконнена из второй части «Дюны».
В «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Борисов сыграл интеллигентного любовника редактора модного издательства — этот персонаж сильно отличался от его предыдущих ролей. А в «Серебряных коньках» он перевоплотился в харизматичного злодея — обворожительного и коварного главаря банды Алекса.
Но даже больше неординарных партий в фильмах удивляют микророли Юры Борисова. Например, Яичка для социальной рекламы благотворительного фонда или сразу шестерых персонажей в клипе Feduk’а на песню «Останься».
А вот для обложки октябрьского номера 2021 года журнала «Правила жизни» Борисов перевоплотился в Виктора Пелевина. И настолько вжился в эту роль, что спокойно раздал автографы вместо писателя.
Юра и не думает останавливаться на достигнутом. Он уже примерил на себя роль Александра Пушкина в фильме Феликса Умарова «Пророк» и начал сниматься с Иваном Янковским в фильме Ильи Маланина «Битва моторов» про двух автомобилистов и гонку из Санкт-Петербурга в Монако.
В 2025‑м грядёт сразу несколько премьер с Юрой. Например, сериал «Хроники русской революции» Андрея Кончаловского. И кто знает, может быть, вскоре ему вручат «Оскар».
В каком фильме или сериале вы впервые увидели Юру Борисова? Расскажите в комментариях.
И тут Юра Борисов! 🐘 Что посмотреть кроме «Аноры» с Юрой Борисовым — номинантом на «Оскар-2025» Ура, «Анора»! Стоит ли смотреть фильм-победитель Канн с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном «Пророк: История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым — безумный мюзикл, который легко ругать, но лучше полюбить «Кентавр» — психологический триллер с Юрой Борисовым получился слишком неровным, однако что-то в нём есть Обложка: Shutterstock / Kathy Hutchins / Лайфхакер