МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Виктор Жданов, Михаил Катков. На саммите в Брюсселе решили начать переговоры с Киевом о вступлении в ЕС. Правда, никаких сроков не назвали. А Венгрия наложила вето на финансовую помощь в 50 миллиардов евро. Почему дорога в Европу для Украины столь долгая и туманная — в материале РИА Новости.
Вопреки мнению
Зеленский очень хотел приехать в Брюссель, однако это сочли лишним. Он выступил по видеосвязи из польского аэропорта. «Я прошу вас сегодня об одном: не предайте народ и его веру в Европу», — умолял глава киевского режима с большого экрана.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
Politico, ссылаясь на источники, пишет, что его физическое присутствие могло вызвать враждебность Виктора Орбана. Исход встречи не был предопределен, опасались международного скандала. Венгерский премьер предупреждает: присоединение Украины к ЕС чревато катастрофическими последствиями для всех. По его словам, экономика бы рухнула, Европа получила бы коррупцию и постоянную военную угрозу.
«Мы выдвинули семь условий. И, по оценке Еврокомиссии, три из них не выполнены. Нет оснований что-либо обсуждать», — сказал Орбан. Когда принимали решение, он покинул зал. Это демарш, известный в Брюсселе как «конструктивное воздержание», по данным издания Euractiv, Орбан совершил по совету канцлера ФРГ Олафа Шольца.
«Украина совершенно не готова к переговорам», — отметил и словацкий премьер Роберт Фицо. Но спорить с остальными не стал. В Австрии тоже скептически относятся к киевскому режиму. Перед саммитом канцлер Карл Нехаммер указал, что для Зеленского не должно быть преференций. И упрекнул главу ЕК Урсулу фон дер Ляйен в том, что она не поинтересовалась мнением Вены по данному вопросу.
Только обещания
Эти переговоры могут длиться много лет. Доказательством тому — Сербия, Черногория, Северная Македония, Албания и Босния. Не говоря уже о Турции. И с последствиями действительно неясно. «Если бы Украина присоединилась прямо сейчас, она стала бы пятой по численности населения страной в ЕС. Причем самой бедной — с большим отрывом», — пишет Washington Post.
Флаги Украины и ЕС в здании Европейского парламента в Брюсселе
«Эта Еврокомиссия, которая сменится в сентябре, продолжает поддерживать иллюзии украинцев. Безответственность! Напомню: переговоры о вступлении Турции в ЕС идут с 2005 года <…> и, вероятно, никогда не закончатся», — заявил депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани.
И Орбан свою позицию ничуть не изменил. «У венгерского правительства есть еще 75 шансов остановить это», — подчеркнул он, добавив, что вмешается, если почувствует угрозу национальным интересам.
К вопросу об обещанных Киеву 50 миллиардах евро теперь вернутся лишь в марте. Правда, глава Евросовета Шарль Мишель собирается заняться этим раньше — в январе. Он полон оптимизма: «Мы добились почти единодушия, поддержки всех, кроме одного голоса». Однако к тому времени к Будапешту может присоединиться Амстердам. «Мы считаем, что не должны оказывать военную поддержку Украине, пока не в состоянии защитить свою страну», — цитирует Bloomberg потенциального премьер-министра Нидерландов Герта Вилдерса.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, президент Украины Владимир Зеленский и глава Евросовета Шарль Мишель
Накануне саммита в CNN опубликовали статью «Европейские союзники подводят Украину». Запад теряет интерес к Киеву. По словам неназванного высокопоставленного представителя НАТО, это долгосрочная тенденция. То, чего больше всего боялись украинские власти и их горячие сторонники в ЕС, «уже происходит».
Пропагандистская уловка
«Надо присматривать за европейскими стратегами. Раздавать символические жесты стало у них привычным ответом на сложные вопросы, — считает украинский политолог-международник Николай Капитоненко. — Без завершения конфликта не будет членства в ЕС. А если мы проиграем, то даже членство в ЕС вряд ли спасет. Чтобы не проиграть, нам нужны деньги. «Денег нет, но вы держитесь» — такое нам не подходит. Разные обещания, премии, аплодисменты — все это было уже в прошлом году. Стеклянные бусы нам не заменят масштабного и стабильного финансирования».
Сторонники евроинтеграции Украины около сцены на Европейской площади в Киеве. 2013
По мнению главы фонда «Украинская политика» Константина Бондаренко, против Киева — Венгрия, Словакия, Австрия. И даже у Франции неоднозначная позиция. И ведь речь лишь о согласии начать переговоры.
«Вступление Украины в ЕС требует от Брюсселя 140 миллиардов евро. В условиях нарастающего экономического кризиса европейцы точно к такому не готовы. Украинские власти не могут этого признать, потому что Зеленский боится дальнейшего падения рейтинга. По данным социологов, в ноябре он уже обвалился на 30-40 процентов, то есть люди все прекрасно понимают», — подчеркнул Бондаренко.
Политолог Александр Дудчак полагает, что Евросоюз согласился на переговоры, опасаясь быстрого краха режима Зеленского. «Мифы и легенды о евроинтеграции были основой украинской государственности с 2014-го. Между тем именно тогда страна лишилась субъектности», — подчеркивает эксперт.
Украина не принесет ЕС ничего, кроме новых проблем. Польские фермеры и дальнобойщики протестуют уже сейчас, и конфликтов станет еще больше.