65 лет назад на экраны вышел фильм «Судьба человека». Зрителей зацепила не только игра Сергея Бондарчука, который в той ленте выступил сразу в двух ипостасях — режиссера и актера, но и его экранного сынишки. Работать с детьми-актерами сложно — это скажет любой режиссер. Тем не менее даже во взрослых картинах они добавляют что-то своё в игру своих старших коллег по съемочной площадке. Многие из таких «кинодетей» чаще всего не становились звездами, а проживали свою жизнь вдалеке от кинематографа, запомнив свой единственный опыт как очень яркое событие.
Павел Полунин — «Судьба человека», 1959
Дебютный фильм Сергея Бондарчука по рассказу Михаила Шолохова и так получился очень сильным и цепляющим за душу, но встреча прошедшего плен, потерявшего семью бывшего солдата Андрея Соколова с маленьким Ванюшкой по эмоциональному накалу соперничает со знаменитой сценой в концлагере («Я после первого стакана не закусываю»). Ванюшку сыграл 5-летний Паша Полунин, который тогда ещё носил другую фамилию и который попал в картину, можно сказать, по блату. Паша был сыном актера Владимира Борискина, и именно тот порекомендовал Бондарчуку рассмотреть его кандидатуру; режиссер к тому времени уже просмотрел около сотни детей — и никого не выбрал, так что этот вариант оказался для него спасением.
Как сыграл Паша, помнят все — во всяком случае, он выглядит в кадре очень органично и не теряется рядом с уже опытным к тому времени Бондарчуком. Это его качество отметили и другие режиссеры — в конце 1950-х и начале 1960-х Павел снялся в ещё нескольких кинофильмах, правда, не таких громких. Уже в процессе съемок Борискин-старший ушел из семьи, позже он даже был осужден на два года — за семейное насилие; он злоупотреблял алкоголем и часто поднимал руку на своих близких. После развода мать Павла вышла замуж за режиссера Евгения Полунина, который дал пасынку своё отчество и свою фамилию. Павел трижды поступал во ВГИК, но неудачно. В итоге Павел Полунин работал во многих областях советского хозяйства, уже в нулевые стал водителем такси. Скончался в 2021 году на 69-м году жизни.
Борис Бархатов — «Сережа», 1960
Юный герой этой истории из дебютного фильма режиссеров Георгия Данелия и Игоря Таланкина больше всего, пожалуй, запомнился зрителям фразой «Дядя Петя, ты дурак?» — так пятилетний Сережа отреагировал на то, что тот самый дядя Петя (актер Вячеслав Бровкин) дал ему вместо конфеты пустой фантик и очень развеселился от собственной шутки. Но сам фильм, снятый по повести Веры Пановой, поднимает и другие, взрослые проблемы — мать юного героя снова вышла замуж, у него теперь новый папа, а после рождения у них ребенка Сережа чувствует, что он стал не так важен для них, как раньше. Родителей Сережи, кстати, играли Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук, которые и в жизни были мужем и женой.
Боря Бархатов тогда был чуть постарше своего персонажа, он родился в 1953 году, а в картину попал благодаря тете, актрисе ТЮЗа — они оказались на «Мосфильме» во время проб.
«Сережу мы представляли себе светленьким и голубоглазым. И к нам толпами приводили светленьких и голубоглазых мальчиков пяти-шести лет. Они читали стихотворение. Одно и то же — про Ленина. Оно мне уже ночами снилось. Однажды привели черненького мальчика, пятилетнего Борю Бархатова. Стихи он неожиданно прочитал не про Ленина, а “Вот парадный подъезд” Некрасова, — “р” он не выговаривал, и в его исполнении “парадный” звучало как “паадный”. Забавный пацан. Мы решили пробовать его на пленку», — вспоминал Данелия в книге «Безбилетный пассажир».
Впрочем, с актерством у этого мальчика тоже не заладилось. Он сыграл главную роль в детском фильме «Братья Комаровы», появился в драме 1962 года «Грешный ангел» — и всё. Много позже он рассказывал, что отказаться от кино его заставили проблемы в школе. Ему удалось выправить успеваемость, после школы он отслужил в армии, работал на заводе. Сейчас ему 71 год.
Сергей Тихонов — «Вождь краснокожих», 1962
Режиссер Леонид Гайдай работы с детьми-актерами не чурался — их можно увидеть во многих его фильмах. Но чаще всего им доставались роли второго или даже третьего плана, крохотный эпизод, не более, за одним исключением. В новелле «Вождь краснокожих» альманаха «Деловые люди» главным героем был юный сорванец Джонни Дорсет. Гайдай поначалу склонялся к тому, чтобы задействовать в этой роли актрису-травести, у него на примете была уже знакомая по совместной работе Надежда Румянцева. Но эта идея не сработала, поскольку на пленке было хорошо видно, что юный Дорсет — это 32-летняя актриса. Тогда режиссер провел кастинг — и выбрал 12-летнего московского школьника Сережу Тихонова. Для Тихонова съемки у Гайдая стали трамплином в другой проект — вскоре он сыграл ещё и Мальчиша-Плохиша в фильме «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Потом к его биографии добавилась ещё одна работа в кино — в картине «Дубравка». После школы Тихонов пытался поступить во ВГИК, но неудачно. Скорая смерть помешала любым планам бывшей юной звезды. В 21 год он трагически погиб.
Александр Милокостый — «Адъютант его превосходительства», 1970
«— Пал Андреевич, вы шпион?
— Видишь ли, Юра…»
Этот ушедший в народ диалог разведчика красных Павла Кольцова и сына погибшего белогвардейского полковника Юры Львова в фильме звучал немного иначе, но в памяти зрителей он почему-то остался именно в таком виде. Кольцова играл уже известный актер Юрий Соломин, а его собеседника — 13-летний школьник из Москвы Саша Милокостый. По меркам актеров-детей Милокостый уже имел солидный опыт — несколько раз проходил пробы, его фото имелось в картотеке студий, он сыграл в фильме «Чемпионы улицы». Так что в «Адъютанта…» он попал, можно сказать, не с улицы — но и сыграл там так, что запомнился всем.
Ещё до окончания школы Милокостый сыграл несколько ролей, в том числе — в вестерне «Всадник без головы» (он и был тем самым всадником, то есть Генри Пойндекстером). Потом он поступил в Щукинское училище, отслужил в армии — вернее, работал в Театре Советской Армии, был принят в труппу Московского областного драматического театра. Профессионально он был востребован, но лишь в театральной жизни; в кино он сниматься не мог — его театр подолгу находился на гастролях, а Милокостый исполнял в его постановках главные роли. В итоге за следующие полтора десятка лет его фильмография почти не пополнилась, а в конце восьмидесятых он вообще оставил актерскую профессию. Занимался бизнесом и достаточно успешно, был чиновником весьма высокого ранга в различных организациях. В конце 1990-х Милокостый внезапно попал в криминальную хронику — его тогдашняя супруга решила избавиться от мужа и наняла киллеров, но милиция сумела предотвратить убийство.
Ирина Иванова — «Мужики», 1981
Драма об отце, который из-за обмана пропустил всё детство своей единственной дочери, а после смерти её матери должен как-то справиться сразу с тремя детьми, двое из которых ему не родные, в 1982 году стала одним из хитов советского проката и уступила лишь «Спортлото-82» Гайдая; этот фильм посмотрели 38,4 млн зрителей. Дочь Полину в этой картине сыграла 14-летня Ирина Иванова — и режиссеру Искре Бабич пришлось уговаривать девочку согласиться на эту роль. Иванова в кино уже успела разочароваться — она приходила на пробы для фильма «Приключения Электроника», но была отвергнута из-за «грустного взгляда». Зато для «Мужиков» такой взгляд подошел идеально, и хотя сама Ирина осталась недовольна своей игрой, зрители вовсю сочувствовали её героине, которая отказывается уезжать с отцом без своих братьев. В кино Иванова не осталась — после школы она работала в ГАИ, вышла замуж за офицера, родила трех сыновей; позже занялась бизнесом и разводила породистых собак.
Из её экранных «братьев» старший — сыгравший Павлика Пётр Крылов — тоже актером не стал, он окончил МГИМО и занимался строительным бизнесом. А вот младший — исполнитель роли цыганёнка Стёпки 4-летний Михаил Бузылёв-Крэцо — изначально должен был стать артистом. Его семья была артистической — так, отец, Дмитрий Бузылёв снимался в фильме «Табор уходит в небо». Михаил же сыграл ещё в нескольких картинах, а в 1993 году вошел в труппу цыганского драмтеатра «Ромэн».