Домой Культура и туризм Сибирско-хохломская любовь Людмилы Дубровиной

Сибирско-хохломская любовь Людмилы Дубровиной

1911
0

Продукцию Промышленновского ДОЗа она увидела, работая на Кемеровском заводе

набор для кофе– На каком-то торжестве, – вспоминает Людмила Николаевна, – нашему начальнику цеха вручили набор деревянной  посуды – красоты необыкновенной. Я не могла оторвать глаз от витиеватой росписи, все разглядывала, разглядывала…

Когда Людмила с семьей переехали в Промышленную, оказалось, что тот самый завод, изготавливающий эксклюзивные художественные изделия, находится в Промышленной. Выйдя из декретного отпуска, она прямиком направилась туда устраиваться.

Приняла Людмилу Зоя Алексеевна Гусева, в то время начальник производства. В художественном цехе свободных мест не было, поэтому Людмиле предложили должность кассира. Та согласилась. Знала:   рано или поздно, она обязательно попадет в заветный цех. Специального художественного образования не было, но неплохо рисовали ее мама и дядя. Последний даже преподавал рисование. Как загадала, так и вышло: в  1979  году Людмила Николаевна уже работала в цехе, бок о бок с мастерами кисти.

– Сразу, как пришла, – вспоминает Дубровина, – прикипела к наставнице молодежи Прасковье Степановне Сироткиной. Она приехала в Сибирь вместе с  другими специалистами из Горьковской области. Многим премудростям у нее научилась.

Став старшим художником, Людмила Николаевна занялась разработкой эскизов. Кстати, сменив Татьяну Владимировну Костину, которая уже долгие годы возглавляет художественное отделение школы искусств № 29.

– Бывало, столько бумаги изведешь, пока что-нибудь стоящее подберешь, – рассказывает Дубровина. – Ведь роспись должна гармонично сочетаться с формой изделия. Набросаешь эскиз – несешь показывать токарям, чтобы те одобрили.

Художница  работала в содружестве с талантливым слесарем Августом Трубиным – умная голова, золотые руки. С токарями – Валерием Акаевым, Владимиром Чикиным, Юрием Панюковым, с мастером цеха Ириной Колокольцовой,  с мастером ОТК Раисой Бородовой. Брака не допускали, изделие должно быть неповеденное, нетреснутое, без сучков. На «точенку» шла  липа. Ее везли с Урала, с реликтовых лесов.

У Горьковской области позаимствовали хохломскую роспись, внеся в нее сибирский колорит – сибирский кедр, шишку, гроздья рябины, калину, марьин корень. Рисунок писали по белому, черно-красному, золотистому фону.

Расписывали полукистевой урало-сибирской росписью, основанной на разработках Новосибирского НИИХП. Рисунок наносили  на изделие сразу, без карандашного контура.

За некоторыми изделиями  закрепилось авторское право Людмилы Дубровиной. Каждый образец-эталон утверждал областной художественно-технический совет. Только тогда получали разрешение на серийное производство.

В советские годы художественные промыслы широко пропагандировали, много проводили обучающих семинаров,  курсов.

Накануне 1980 года  коллектив ДОЗа активно включился в разработку сувенирной  продукции с олимпийской символикой. В паре с Дубровиной над эскизами работала талантливая профессиональная художница Татьяна Казанцева.

Мастера высокого класса вырезали вручную из деревянной болванки  чаши с подставками, ковши с ручками, чаши-братины, сливочники.  Такая трудоемкая работа не каждому по силам. Штучные изделия дорого стоили. Расписывали их художницы Сироткина, Куликова, Чубрикова.

Людмила Николаевна узнавала авторский стиль художницы, лишь взглянув на  изделие.

– Лариса Сонина – копиист, точно выписывала нужный рисунок, – вспоминает Дубровина. – Нравилась роспись Любы Куликовой. Я считаю ее своей наставницей. Когда пришла в цех работать, частенько около нее просиживала, училась. У нее было тонкое травное письмо. Прасковья Сироткина владела традиционной росписью. У каждой была своя изюминка.

… Как ни тяжело было Людмиле Николаевне расставаться с  родным заводом, в 1992 году она уволилась. Не смогла выдержать бартерной системы, когда о творчестве думать времени не было, а голова была забита талонами и где по ним что достать, а потом умудриться поделить.

Людмила Николаевна перешла работать в районный музей. Последние десять лет перед пенсией вела кружковую работу по декоративно-прикладному искусству в средней школе № 56.

И сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, Людмила Николаевна не перестает  заниматься творчеством. Выезжает на пленэры, пишет живописные картины, участвует в районных и областных выставках.

Творческую натуру не спрячешь, она все равно даст о себе знать, проявится. Сказывается дозовская поистине высшая школа мастерства.сканирование0032