Традиционно ко Дню Победы все каналы телевидения демонстрируют фильмы о Великой Отечественной войне. Нам, к счастью, не видавшим ее ужасов и не испытавшим лишений, обо всем подробно рассказывает кинематограф.
Жителю же поселка Промышленная Евгению Антонову посчастливилось стать участником съемок фильма о Великой Отечественной. Он снялся в эпизоде художественного фильма киностудии «Мосфильм» режиссера Родиона Нахапетова «На исходе ночи».
– Фильм снимался, когда я служил в армии, – рассказывает Евгений Витальевич, – в 1986—1987 годах. Я служил в Германии, в Потсдаме. Наш мотострелковый полк располагался в бывшей резиденции Бормана. Помню казармы, где во время Великой Отечественной жило немецкое командование.
Особое удивление у нас, советских солдат, вызывал бокс боевой техники, располагавшийся в помещениях конюшен Бормана. Он ведь очень увлекался лошадьми. Так вот, вплоть до середины восьмидесятых в этих боксах сохранились литые поилки для лошадей, кольца для их привязи. Нам было интересно служить в резиденции исторической личности. Мы словно прикасались к живым страницам истории.
Промышленновцу довелось проходить срочную службу действительно в историческом месте. Рядом располагался танковый полк, в здании, сохранившем нацистскую символику.
– На углу здания танкового полка «красовался» орел со свастикой, – делится Евгений. – Правда, к тому времени голова орла и часть свастики была уже отбита, но свастика отчетливо читалась.
Однажды в артиллерийский полк приехал помощник режиссера Родиона Нахапетова. Военно-служащим объявили, что на территории Потсдама, воинских частей и госпиталя будет сниматься фильм о Великой Отечественной войне, поэтому нужны люди для массовки. Рабочее название фильма – «На встречном курсе».
– Нас выстроили на плацу, помощник режиссера с командой шел вдоль строя и отбирал тех, кто внешне мог подойти для массовых сцен, – вспоминает Антонов. – Нас тогда человек двадцать отобрали. Объяснили, что сниматься придется в роли немецких солдат. Честно говоря, нам было все равно, в какой роли, главное – нас брали в кино! Не успели мы появиться на съемочной площадке, в госпитале, как подбежали гримеры, костюмеры, стали накладывать грим, переодевать, мне – перевязывать голову. Не успели опомниться, как оказались ранеными «немцами».
– Я, честно говоря, обалдел от того, с какими людьми довелось находиться рядом, – признается Евгений. – Мои сослуживцы, видимо, тоже. В фильме снимались Регимиюс Сабулис, Иннокентий Смоктуновский, Алексей Жарков, Нина Русланова, Андрей Смоляков, Сергей Фетисов, Валерий Приемых. Самые смелые подходили за автографами к знаменитостям. Я же со стороны наблюдал за режиссером, он тогда был на слуху, за актерами. Смотрел, как они себя ведут, что говорят, ловил каждое их слово, жест. Понимал, что у меня уникальная возможность быть рядом с теми, кто создает кино, участвовать самому в процессе, пусть и в маленьком эпизоде.
Советских солдат снимали в двух частях – сцены в госпитале и на полигоне.
– На полигоне, конечно, было очень интересно, – делится Антонов. – Там был и сам Нахапетов, и начальник штаба полка. Всем членам съемочной группы выдали каски, нам – тоже, потому что на полигоне развернулось настоящее военное действо – со взрывами взрывпакетов, со стрельбой холостыми патронами. Я, загримированный, сидел в окопе с карабином. Оттуда наблюдал, как главный герой фильма по фамилии Борщ (Ремигиюс Сабулис) выскочил и рванул в сторону русской армии…
К сожалению, сцены, снятые на полигоне, в фильм не вошли. А вот сцены в госпитале с участием советских военно-служащих есть во второй серии.
– Я должен был играть раненого немецкого солдата, – рассказывает Евгений. – Посадили меня на входе, дали в зубы сигарету и объяснили, что на автомобиле подъедет девушка, главная героиня фильма, фройлен Эрна (актриса Неле Савиченко-Климене), подойдет ко мне и на чистом немецком спросит: «Это такой-то корпус?», а я ей должен утвердительно ответить и взглядом проводить ее красивые ножки.
Я все понял. Сделал как надо. Эту сцену сняли со второго дубля. А вот с девушкой съемочной группе пришлось помучиться несколько дней. Оказывается, она не умела водить автомобиль, поэтому машину с актрисой за рулем буквально вталкивали в кадр за задний бампер. Тормозили же автомобиль, удерживая его.
После первого дня съемок, проходивших на полигоне, солдаты, участвовавшие в массовках, вернувшись в казарму, решили пошутить.
– Был у нас один узбек, – вспоминает Антонов. – Его, естественно, на съемки не взяли, поскольку нужны были парни европейской внешности. Но он сам прибежал на съемочную площадку. так хотел попасть в кино. Костюмеры и гримеры, увидев его, глаза вытаращили от удивления и даже спросили, как он здесь оказался, а потом махнули рукой. Нарядили его в какую-то фуфайку, загримировали и отправили.
– Вечером после съемок узбеку предстояло дежурство на тумбочке, – продолжает Евгений. – Мы переодели его в форму солдата третьего рейха и ждем, когда кто-нибудь из начальства появится: посмотреть, какой будет реакция.
Ждать долго не пришлось. В казарму входит командир дивизиона и, судя по выражению лица, впадает в ступор. Представьте – резиденция Бормана, на тумбочке стоит немец, причем в форме времен Великой Отечественной. Наш узбек стоит ни жив ни мертв, понимая, что за такую шутку его точно губа ждет. А мы вдруг поняли, что и товарища подставили, и сами за эту глупость можем на губу загреметь. Ведь не соображали, безголовые, что могут обвинить в политическом подтексте. Хорошо, командир дивизиона оказался умным человеком. Понял, что форма у солдат после съемок осталась. вместе посмеялись. А командир дивизии после признался, что поначалу решил, что умом тронулся. только потом сообразил, что это розыгрыш.
Отслужив в армии, Евгений старался смотреть все фильмы о войне. Но себя так и не увидел.
Лишь через много лет, с появлением интернета, введя в поисковую строку имя режиссера и год съемки, выяснил, что фильм называется по-другому – «На исходе ночи».
– Я загрузил кино и во второй серии, в сцене госпиталя, увидел себя, – говорит Антонов. – Рассказал жене и сыновьям, показал фильм. Их удивлению и восторгу не было предела. Ведь не каждому выпадает случай попасть в кино.