10 февраля великому актеру Владимиру Зельдину исполнилось бы 110 лет. В Театре Российской Армии, где он прослужил 72 года, открыли его мемориальную гримерку. На открытии побывали и корреспонденты aif.ru. Коллеги Зельдина рассказали о его отношениях с министрами обороны, о любимой жене, пережившей его всего на три месяца и о том, как он умер в 101 год, отыграв свой последний спектакль «Дядюшкин сон».
«Он никуда не ушел»
Народный артист СССР Владимир Зельдин сыграл в кино более полусотни ролей, в том числе в таких культовых фильмах, как «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Десять негритят», «Вино из одуванчиков». Из последних проектов — роль отца Ольги Николаевны в сериале «Сваты». Но сам Зельдин всегда называл себя театральным актером. 72 года он отдал Театру Российской Армии и играл в нем до последнего дня.
«Мой главный допинг — театр!» Владимир Зельдин о жизни и профессии
© РИА Новости
© РИА Новости
© www.russianlook.com
© www.russianlook.com
© АиФ / Евгения Белановская
© www.globallookpress.com
© пресс-служба Кремля
© www.russianlook.com
«Мой главный допинг — театр!» Владимир Зельдин о жизни и профессии
© РИА Новости
© РИА Новости
© www.russianlook.com
© www.russianlook.com
© АиФ / Евгения Белановская
© www.globallookpress.com
© пресс-служба Кремля
© www.russianlook.com
Великий актер умер в 2016 году, но в родном театре его помнят и любят до сих пор. Коллеги называли Владимира Зельдина за глаза Дедом, а обращались исключительно по имени-отчеству.
«Как-то Владимир Михайлович встретил меня в театре и спросил, куда это я такая красивая иду, — вспоминает многолетняя партнерша Зельдина, народная артистка России Ольга Богданова. — Я ответила, что иду одного генерала поздравлять. Он спросил, сколько этому генералу лет. Я ответила, что 80. Он махнул рукой и снисходительно улыбнулся: „Мальчишка“. Для него в его возрасте все были „мальчишками“. А нас он называл „девчонками“. И говорил: „Девчонки, пока я жив, с вами ничего плохого не случится“. Его нет уже девять лет, а с нами ничего плохого не случается. Я верю, что он никуда не ушел, что он здесь, в театре, любит нас и бережет».
Как актер ведомственного театра Вооруженных сил, Владимир Зельдин побывал практически во всех «горячих точках». Играл перед солдатами в Афганистане, Косове, Чечне, в Чернобыле перед ликвидаторами аварии на АЭС. Ольга Богданова вспомнила один забавный случай. К Зельдину как-то приехал министр обороны Сергей Шойгу, который ранее подарил ему офицерский кортик.
«Владимир Михайлович стал вспоминать, как маршал Жуков „царствие ему небесное, подарил ружье, а я дурак, продал его, когда деньги были нужны“, — рассказывает актриса. — Потом сказал, что еще какой-то покойный генерал ему что-то подарил, „царствие ему небесное“. И еще генерал. И Шойгу так менялся в лице во время этого рассказа. Потом остановил актера: „Хватит, Владимир Михайлович, а то я, чувствую, вы до меня скоро дойдете. Главное, не продавайте мой кортик“».
Когда в 2016 году Сергей Шойгу готовился поздравлять Зельдина со 101-летием, он спросил у тогдашнего директора театра Ивана Чурсина, что подарить ведущему актеру?
«Я тогда ответил министру: „подарите что-то тепленькое“, — вспоминает Чурсин. — И Шойгу подарил Владимиру Михайловичу спортивный костюм. Он потом очень гордился этим костюмом и всем рассказывал, что его подарил сам Шойгу».
Дверь ломать?
На открытии мемориальной гримерки Владимира Зельдина ленточку торжественно перерезала его партнерша Ольга Богданова. Гости зашли внутрь и ахнули. Там все было так, как в том времени, когда ее занимал великий актер.
«Когда мы делали в театре ремонт, Владимир Михайлович наотрез отказался ремонтировать свою гримерку, — говорит Чурсин. — Он просто ее запер на ключ и никого не впускал. Мы уж думали, что — дверь что ли ломать? Но потихоньку, ласковыми разговорами, постепенно уговорили актера. Показали ему эскизы новых штор. Он, в конце концов согласился и отпер дверь».
Эти светло-зеленые бархатные шторы сейчас красиво обрамляют окно гримерки. По словам Чурсина, во время ремонта постарались максимально бережно отнестись к интерьеру, который создал Зельдин. Все также стены увешаны его фотографиями. Вот он с Людмилой Касаткиной, вот с Валентином Гафтом, с Ширвиндтом, с Гусманом, с Путиным, с Собяниным. Вот изящный столик с зеркалом. По словам костюмера мужского цеха Ларисы Гончаровой, которая проработала костюмером Зельдина 15 лет, он всегда гримировался только сам.
«Он брал беличью кисть и со всего размаха опускал ее в старинную пудреницу, — вспоминает Лариса. — Оттуда вырывалось облако пудры. И он этой кистью быстро-быстро себе по лицу. Получалось, конечно, не очень. Мы тогда звали девочек — гримерш, актрис и он с ними принимался разговаривать, отвлекался на них, а в это время я тихонько замазывала ему белые пятна».
По словам Ларисы, в этой гримерке Зельдин практически жил, она была его домом. Спектакли начинались в 19:00, а он приходил к полудню. Пил в гримерке черный чай, ел сухофрукты, которые очень любил.
Лариса вспоминает, что Зельдин был очень неприхотлив в еде. Его любимыми блюдами были свекольный салат и картофельное пюре с куриными котлетами. И как-то труппа была на гастролях в Липецке, а местные прознали про вкусы Зельдина. И вот в обед подали эти два его любимых блюда. Он очень хвалил. Потом то же самое в ужин. И на следующий день. Тогда уже Владимир Михайлович удивленно поинтересовался, мол, а ничего другого в столовой нет?
На небольшом диванчике под окном лежит большая плюшевая собака. Эту игрушку Зельдин принес из дома и спал с ней в обнимку перед спектаклями. Будильник не ставил, говорил, что проснется через 35 минут и просыпался сам. На зеркале висит вымпел футбольного клуба ЦСКА.
«Владимир Михайлович был заядлым болельщиком, — вспоминает Лариса. — Ходил на стадион и очень эмоционально болел за любимую команду. Орал, визжал, даже матерился. Я несколько раз с ним сходила на матчи, а потом сказала, что не могу больше. Он с нашим актером Сергеем Смирновым ходил на футбол. Они вместе там орали».
Настоящий Дон Кихот
На столике стоит красочный Санчо Панса. Фигурку своими руками сделал из папье-маше ныне уже покойный Сергей Смирнов и подарил Зельдину, своему другу и учителю. А в левом углу на полу лежат игрушечные лошадки. Именно на них на сцену выскочили актеры Владимир Машков и Леонид Ярмольник. Это был капустник по случаю дня рождения Зельдина. Он этих лошадок потом бережно хранил у себя в гримерке.
Актер Стас Садальский вспомнил, как на свое 60-летие Владимир Зельдин играл в спектакле «Учитель танцев».
«Мы с Олей Богдановой ломали голову — чтобы ему подарить? — рассказывает актер. — Цветы — банально. Решили купить коньяк. И вот спектакль окончился, мы идем к сцене и торжественно преподносим ему бутылку. И зал взорвался хохотом. Все знали, что Владимир Михайлович не пьет».
В начале 2000-х театр испытывал кризис. Аншлагов не было, премьер выпускали мало. У Владимира Зельдина, которому шел девятый десяток, почти не было ролей. А те спектакли, где он играл, шли на Малой сцене театра. А он хотел вернуться на Большую. Ту самую, самую большую сцену в России. По словам Ольги Богдановой, он мечтал сыграть Дон Кихота. Да кто же доверит такую ответственную роль актеру, возраст которого подходит к 90-летию? Но такой волшебник нашелся. Им стал режиссер Юлий Гусман.
«Как-то я утром после попойки шел по набережной Анапы, — вспоминает Гусман. — И вдруг вижу, что из моря выходит мужчина. Загорелый, спортивный, подтянутый. Я узнал Зельдина. Ему было тогда 88 лет. Мы разговорились о том, что у него сейчас почти нет ролей, а он бы хотел играть. Попросил у меня дать ему роль Дон Кихота в спектакле по Сервантесу, который я собрался ставить. А это очень ответственная роль, я сначала было засомневался. Но эта роль досталась Владимиру Михайловичу. Он — настоящий Дон Кихот, описанный Сервантесом. И он играл его блистательно 11 лет, до своего конца».
250 тысяч за фото из реанимации
О смерти Зельдина на его вечере памяти говорить изначально не планировали. Но журналистам удалось уговорить костюмера Ларису Гончарову рассказать о последних днях Владимира Михайловича, свидетелем которых она была.
«3 октября 2016 года у меня был тяжелый разговор с Владимиром Михайловичем, — вспоминает Лариса. — После спектакля он начал мне давать указания, в каком костюме его похоронить, и акцентировал, что на его похоронах не надо плакать. Я расстроилась, кричала, что не хочу это слушать. Мы даже поссорились тогда».
10 октября, в 101 год Зельдин блистательно отыграл свой последний спектакль «Дядюшкин сон». Тогда он был старейшим в мире действующим актером. А ночью его увезла скорая. Как рассказывают коллеги артиста, он очень любил кабачковую икру, которую готовила его домработница. Она была вкусной, но с большим количеством масла. Владимир Михайлович вернулся после спектакля и съел целую банку. И ему стало плохо. Оказалось, что были камни в желчном пузыре. И недиетический ужин спровоцировал их выход.
Зельдина, как актера театра Вооруженных сил РФ, отвезли в госпиталь Бурденко. Там ему сделали операцию, но потом у артиста началась полиорганная недостаточность. Отказали почки. Врачам Бурденко удалось совершить чудо и вытащить великого актера из критического состояния. Владимиру Михайловичу стало лучше, он пришел в себя, появился аппетит. Но потом его перевели в другое медицинское учреждение.
«Я на такси кинулась за автомобилем скорой, нарушала все правила, за мной гнались гаишники, — вспоминает Гончарова. — Я сидела в коридоре, когда ко мне подошла девушка из съемочной группы одного из телеканалов. И предложила мне 250 тысяч рублей за то, что я пройду в реанимацию и сфотографирую Владимира Михайловича. Еще столько же обещали за фото сразу после…. Я позвала главного врача, и эту девушку вывели».
Забрал любимую к себе
Чуда не случилось, 31 октября 2016 года Зельдина не стало. Его жена Иветта очень тяжело переживала смерть супруга. Они прожили вместе 52 года. Иветта посвятила свою жизнь ему. Ездила с ним по всем гастролям. Коллеги говорят, что гастроли всегда даются тяжело — это постоянные переезды, недосыпания. Но он требовал, чтобы Иветта была всегда с маникюром, макияжем, прической, на каблуках. По словам коллег, Зельдин прощал ей все и преклонялся перед ней.
Первые дни после смерти мужа Иветта Евгеньевна не могла отойти от горя. Но постепенно приходила в себя, даже делилась планами сделать пластическую операцию. Хотела, несмотря на страшную потерю, быть красивой. Но этим планам не суждено было сбыться. Всего через три месяца после смерти Владимира Зельдина не стало и Иветты Евгеньевны. В театре шептались, что великий актер забрал любимую к себе.
В Театре Российской Армии чтут память Владимира Михайловича. Сразу после смерти в театре открыли его звезду. Потом его именное кресло в зрительном зале, для которого он жил. Сейчас открыли его мемориальную гримерку. Она не будет больше использоваться по назначению и станет частью музея театра. Эта гримерка навсегда останется за великим артистом Владимиром Зельдиным.
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей. «Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. «Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений. «Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству. «Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других. «Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок». «Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна «Черных дроздов»», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»… «Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны. «Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Михайлович Зельдин является автором книги мемуаров «Моя профессия – Дон Кихот». «Вино из одуванчиков». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». «Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века». «Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте. «Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры. «31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин. «Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем». «Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко. «Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, — говорит он, — если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь». «Сваты-5». 2011 год.
«100 лет, или Танцы со временем». Лучшие роли Владимира Зельдина
Советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин родился 10 февраля (по старому стилю — 28 января) 1915 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области. Его отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижером, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Мать Анна Николаевна Попова работала школьной учительницей. «Семья Оппенгейм». 1938 год.
В кино актер дебютировал в 1939 году в картине Григория Рошаля «Семья Оппенгейма», но известность получил, когда снялся в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» (1941 год). Во время съемок этого фильма началась война, и Зельдин получил повестку с направлением в танковое училище, но меньше чем через месяц вышел приказ о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. «Свинарка и пастух». 1938 год.
Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В 1941-1943 годах Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1943 году актер вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта. «Иван Грозный». 1944 год.
С 1945 года Владимир Зельдин работает в Центральном театре Советской Армии (ныне Центральный академический театр Российской армии). В январе 1946 года Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега. Дебют оказался феерическим, а сам спектакль более чем успешным. Исполнение Зельдиным этой роли стало образцом профессионального мастерства для артистов нескольких поколений. «Сказание о земле Сибирской». 1944 год.
После одного из спектаклей «Учитель танцев» к нему в гримерку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Зельдин сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и «передал» спектакль по наследству. «Карнавальная ночь». 1956 год.
Также Зельдин с не меньшим успехом исполнил роли в спектаклях «Укрощение строптивой», «Последние рубежи», «За тех, кто в море», «Песня о черноморцах», «Замужняя невеста», «Деревья умирают стоя» и других. «Укрощение строптивой». 1961 год.
В настоящее время занят в постановках Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Танцы с учителем», «Приглашение в замок». «Неоконченная симфония». 1968 год.
Зельдин снялся в более 40 фильмах, среди которых «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Тридцать первое июня», «Женщина в белом», «Тайна «Черных дроздов»», «Десять негритят», «Дуэнья», «Принцесса на горошине»… «Дядя Ваня». 1970 год.
Вместе с бригадой артистов театра Владимир Зельдин не раз выезжал в Афганистан, выступая там перед российскими солдатами. Его концерты проходили в Чернобыле и в других «горячих» точках страны. «Миссия в Кабуле». 1970 год.
Владимир Михайлович Зельдин является автором книги мемуаров «Моя профессия – Дон Кихот». «Вино из одуванчиков». 1970 год.
Владимир Зельдин — Народный артист СССР (1975 год), лауреат Государственной премии СССР (1951 год), премии Фонда Станиславского (1995 год), премии «Кинотавр» (1995 год), премии «Кумир» (2000 год), театральной премии «Хрустальная Турандот» (2001 и 2005 годы). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1968 год и 1980 год), орденом Дружбы Народов (1995 год). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». «Блокада». 1974-1977 годы.
В 2010 году за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность Зельдину была вручена Московская премия «Легенда века». «Полковник в отставке». 1975 год.
Имя Владимира Зельдина занесено в Книгу рекордов Гиннесса, как единственного в мире артиста, выходящего на сцену в столь почтенном возрасте. «Принцесса на горошине». 1976 год.
Владимир Зельдин женат. Супруга – Иветта Евгеньевна Капралова, журналист, работник культуры. «31 июня». 1978 год.
Премьерой отметит 10 февраля 100-летний юбилей патриарх российской сцены и экрана, народный артист СССР Владимир Зельдин. «Дуэнья». 1978 год.
В этот вечер прославленный именинник выступит перед зрителями родного Центрального академического театра Российской армии (ЦАТРА) в специально поставленном для него представлении под названием «100, или Танцы со временем». «Инспектор Гулл». 1979 год.
7 октября 2013 года принял участие в эстафете олимпийского огня, проходящей в Москве, став самым возрастным факелоносцем за всю историю олимпиад. Правда рекорд был побит 7 декабря в Новосибирске, когда факел пронёс 101-летний житель Александр Каптаренко. «Десять негритят». 1987 год.
Феномен своего человеческого и творческого долголетия Зельдин объясняет просто. «Я точно знаю, — говорит он, — если Бог хранит меня, значит, я еще не все сделал». А по поводу лучшего подарка к вековому юбилею афористично замечает: «В 100 лет самая дорогая награда – жизнь». «Сваты-5». 2011 год.