Домой Культура и туризм Не только «не виноватая» Анна Сергеевна. Яркие роли Светланы Светличной

Не только «не виноватая» Анна Сергеевна. Яркие роли Светланы Светличной

7
0

Светлана Светличная, пожалуй, — та самая актриса одной роли. Это неофициальное «звание» не является чем-то обидным, но она и сама не спорила с тем, что большинство зрителей из всей её фильмографии знают лишь небольшой эпизод из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В картине она сыграла соблазнительницу Анну Сергеевну, которая по просьбе контрабандистов заманивает ничего не подозревающего Семёна Семёновича Горбункова (Юрий Никулин) в гостиницу якобы на свидание. Сцена получилась яркая, крик персонажа Светличной («Не виноватая я, он сам пришел!») тут же ушел в народ, а актриса моментально стала секс-символом советского кино 60-х. При этом у неё было вполне классическое образование, она играла на сцене Театра-студии киноактера, её часто приглашали известные режиссеры, но все роли, сыгранные Светличной до и после «Бриллиантовой руки», так и остались в тени Анны Сергеевны.

«Им покоряется небо», 1963 — Нина

С 1958 по 1963 годы Светличная училась во ВГИКе, на актерско-режиссерском курсе Михаила Ромма. Сниматься в кино студенты этого вуза могли, и за время учебы у неё появились первые работы, одной из которых стала роль в фильме Татьяны Лиозновой о создании первого советского реактивного истребителя. У всех героев картины были прототипы из реальной жизни — Светличная играла жену главного героя, летчика-испытателя Колчина; история была списана с судьбы летчика-испытателя, инженер-полковника Алексея Гринчика, который совершил первый полет на реактивном истребителе МиГ-9 (вернее, на опытном И-300) и погиб в 1946 году во время показательного полета в Жуковском.

«Тридцать три», 1965 — диктор Нина

После почти главной роли в «Им покоряется небо» Светличная словно попала в некую опалу. Она снялась у Марлена Хуциева в «Заставе Ильича» (в прокате шел под названием «Мне двадцать лет») в очень небольшом эпизоде, и Георгий Данелия в «Тридцать три» тоже дал ей роль невеликую — она играла диктора центрального телевидения. Много позже Светличная скажет, что в отсутствии «настоящих» ролей была виновата её «несоветская внешность». Правда, это компенсировалось тем, что её часто включали в заграничные делегации, так что она смогла посетить много стран и фестивалей: «Я была чуть ли не самая выездная. В составе делегаций объездила полмира. Но как «украшение» этих делегаций, с чужими картинами. Снимали других, а мною только хвастались!»

«Стряпуха», 1965 — кухарка Павлина

Фильм Эдмонда Кеосаяна про любовную историю в антураже кубанских станиц дал Светличной чуть ли не единственную в её карьере действительно главную роль. Она сыграла девушку, которая крепко отшила навязчивого ухажера — и уехала на всё лето в полевой стан поварихой. В этой картине у Светличной была сцена с комбайнером и гармонистом в исполнении Владимира Высоцкого, с которым они ещё пересекутся в другом фильме.

«Семнадцать мгновений весны», 1973 — Габи

В этот фильм Светличную снова позвала Лиознова, и выглядит это приглашение так, словно режиссер решила поддержать актрису, которая столкнулась с изменением отношения к себе после успеха гайдаевской комедии. В фильме о советском разведчике Штрилице (Вячеслав Тихонов) Светличная играет влюбленную в него машинистку Габи — этого персонажа не было в романе Юлиана Семенова, но эпизод с ней очень органично вошел в сюжет.

«Место встречи изменить нельзя», 1979 — Надя, сестра Ларисы Груздевой

Иногда Светличная выбирала странные проекты — вроде фильма «Скворец и Лира», последней работы Григория Александрова и Любови Орловой, которая в прокат так и не вышла. Иногда её снова звали к себе те режиссеры, с которыми она уже работала — как Данелия, снявший актрису в фильме «Ты — мне, я — тебе». А иногда ей везло — и она попадала в действительно большой проект, пусть и на небольшую роль. У Станислава Говорухина в картине «Место встречи изменить нельзя» она сыграла сестру убитой женщины — супруги доктора Груздева. У неё была сцена с Высоцким (игравшим Глеба Жеглова), и тот подсказал партнерше несколько деталей, которые помогли сделать её актерскую игру очень правдоподобной.