Умозаключения отдельных представителей касты «убежантов» иногда не поддаются никакому логическому объяснению. Они пытаются что-то обобщать, чтобы доказать — видимо, самим себе, — что они правильно поступили, когда уехали из России после начала СВО, потому что «народ не тот». Например, иноагент-антрополог Александра Архипова* считает, что для исправления народа надо запретить фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» и салат оливье.
Кто это такая?
До 2022 года Архипову сложно было назвать медийным человеком, хотя она иногда и выступала экспертом по вопросам, в которых считала себя компетентной. У неё в активе — историко-филологическое образование, кандидатская диссертация про генезис и типологию анекдотов, а также многолетнее изучение фольклора с выездами в глухие деревни. Но с началом СВО она, видимо, вспомнила про стажировки в западных университетах — и покинула Россию, чтобы из «европейского сада» рассказывать россиянам свою «правду». Надолго Архиповой не хватило — уже через год она наговорила достаточно, чтобы получить «почетный» статус иноагента, а потому прежнего огня в ней уже нет, хотя все заукраинские нарративы она поддерживает, похоже, с удовольствием. В общем, ничего необычного.
Будущее и традиции
Но в одном из интервью Архипова решила обсудить будущее российских граждан — и в итоге дошла до мысли, что этого будущего у них нет, потому что они слишком часто смотрят назад, в советские времена. Доказательства? У неё этих доказательств — вагон и маленькая тележка. Оказывается, Архипова с мужем с карандашиком в руках изучили программы Центрального телевидения СССР и российских телеканалов и пришли к выводу, что в последние годы в них слишком часто упоминается фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» и салат оливье. Мол, эта новогодняя традиция — смотреть под салатик бессмертную комедию — символ тоски по прошлому, а также попытка сплотить нацию, которая и держится только на Победе в Великой Отечественной войне.
В общем-то, и пусть её, эту Архипову — показалось ей что-то после многотрудных и «утомительных» бдений над телепрограммой в компании с мужем и ладно. Но с логикой сбежавшие «либералы», как уже говорилось, дружат плохо, а информации из скупых строчек тех же программ, как правило, маловато для широкого анализа — хотя они сами, наверное, могут считать иначе. В любом случае — премьера «Иронии судьбы» состоялась 1 января 1976 года; уже через месяц её пришлось повторять — «Останкино» буквально завалили письмами. Уже к началу восьмидесятых фильм Рязанова стал самой настоящей частью отечественного культурного кода — то есть его героев и их реплики узнавали все, от мала до велика. В 1980-е фильм показывали по ТВ несколько раз, а в 1994-м, уже в независимой России, началась и та самая традиция ставить эту картину в новогоднюю сетку вещания. Ну а оливье, или салат столичный — это обязательный атрибут не только новогоднего стола, но и любого другого праздничного события, от дней рождения до свадьбы, потому что готовится он легко, а хватает его надолго. Собственно, даже в СССР был расхожий «мем» (правда, тогда он назывался иначе) про перебравшего со спиртным празднующего, который засыпал лицом в том самом оливье.
В общем, «антрополог» Архипова серьезно промахнулась — и с исходным материалом для своих исследований, и с всеобъемлющими выводами. Это понятно даже без указаний на то, что свои новогодние традиции есть во многих странах. В Чехии, например, на Новый год почему-то любят смотреть советскую сказку «Морозко» — и, возможно, есть в это время какое-нибудь «вепржо кнедло зелo» (национальное блюдо — прим. ред.). В Германии под не менее традиционную свинину с квашеной капустой неплохо идет чехословацкая сказка «Три орешка для Золушки». Ну в США на Рождество традиционно ждут подарков от Санта-Клауса и смотрят комедию «Один дома» или боевик «Крепкий орешек».
Поэтому пользователи Сети не разделили выводов Архиповой — и посоветовали ей не считать по ночам количество показов «Иронии судьбы», а заняться чем-то более полезным для общества.
Еminenza grigia:
«Судя по мнению антрополога, прошлогодние туфли — тоже некая ностальгия по прошлогодней зарплате… а съеденный бутерброд с колбасой — это печаль по корове».
Любовь:
«Она сама предмет антропологии, страшная находка… ископаемое».
Олег Никитин:
«Ей с мужем реально нечего делать, раз они занимаются такой ерундой? Не от большого ума, видимо».
Svеtlana Chastova:
«А ничего что это просто традиция? Или только „достойные европейцы“ могут иметь традиции?»
Irina Dudareva:
«Ну, конечно, мы прошлым живём и поэтому у нас каждый год новые „Ёлки“ выходят. Про оливье даже комментировать слов нет, антрополог явно его вёдрами жрёт, поэтому салат и зависимость от него — это её личный враг».
АнинА:
«Откуда берутся эти безмозглые твари, не уважающие человека в целом? Она и есть это оливье — прокисшее, вонючее, мерзкое».
Михаил:
«А американцы каждый год смотрят „Один дома“ и „Крепкий орешек“, чтобы вообразить, что сражаются с ворами и террористами в одиночестве».
Maya:
«Ещё один „мыслитель“, „с упоением“ читающий программу передач».
Евгения:
«Я смотрю „Иронию судьбы“, потому что классный фильм, ем оливье, потому что вкусный салат. И вообще люблю советское кино и русскую кухню, потому что люблю, и не надо за меня додумывать!»
Ренат:
«Сколько же в России было таких „антропологов“ и других специалистов, задвигающих различную дичь. А если житель страны читает произведения Пушкина и Гоголя, слушает классическую музыку и любит живопись, он ностальгирует по XIX веку? И у нее еще муж есть. Обоих в дурку».
Екатерина:
«А у нас ещё берёзки, бани, семьи, дети, работа и много другого, и мы дома и родину не продаём».
Marina:
«Этот недотрополог сводит сложные культурные и социальные процессы к нескольким символам (салат оливье, фильм „Ирония судьбы“), что делает её анализ, мягко сказать, поверхностным. Она не учитывает множественность факторов, которые формируют коллективную идентичность, таких как экономические условия, политические изменения, глобализация и индивидуальные воспоминания. Двумя словами — предвзятая дура!»
Елена Луганская:
«Это называется традиции, есть в каждой стране!»
23861:
«А ещё мы блины печем на Масленицу, яйца красим на Пасху! Это о чём говорит? Что мы ментально в средневековье???»
DIANA:
«Я много где была, и везде так. В Болгарии абсолютно современные подростки танцуют даже на выпускны 996 х свои фолькхороводные танцы. И это так мило смотрится. В Голландии едят на каждом углу местную селёдку на белой булочке, делают и продают деревянные башмаки, которые носили с каких-то древних времён. А эта недоученая просто врёт в унисон с повесточкой. Дебилка!»
Наталья:
«Странно, что же все Санту своего ждут на новый год? Наверно, ностальгия».
Вадим Новиков:
«Каждый раз эта свалившая из России падаль убеждает себя в том, что они все всё правильно сделали».
Светлана Тенрек:
«Ну да, индейка на каждое Рождество, тыквы страшные и прочие ежегодные зарубежные развлекухи — это другое, ага».
Юлия:
«Американцы с их днем благодарения и бриты с их дремучими королевскими традициями зарыдали. У них, по этой логике, вообще плохо с будущим».
Svetlana Svetlana:
«А если другие народы имеют свои традиции, кушают свои блюда любимые, они тоже не имеют будущего?!? Бред какой-то».