Фильм «Калина красная» для Василия Шукшина в чем-то был первым — например, это его единственная картина, снятая на цветную пленку. Но в основном об этой работе писателя, сценариста и режиссера помнят как о последней его работе — на экраны СССР лента вышла 25 марта 1974-го, а 2 октября того же года Шукшина не стало, он скоропостижно скончался во время съемок военной драмы «Они сражались за Родину».
Считали, что сложная сдача «Калины» и подорвала его здоровье — находились «шутники», которые сообщали о якобы утраченной во время проявки пленке, потом Госкино подкинуло огромное количество мелких замечаний, и Шукшину пришлось сбежать из больницы, чтобы их устранить. А когда «Калина красная» не только вышла на экраны, но и стала народным хитом (ее посмотрело 62,5 млн зрителей, в полтора раза больше, чем «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, у которой и копий было больше), те же чиновники от кино старались не давать картине премии, и только принципиальность коллег позволила ей получить несколько престижных призов. Да и позже, уже в 1975-м, фильм стал лучшим по опросу читателей журнала «Советский экран», а Шукшин был признан лучшим актером — правда, посмертно…
В общем, «Калина красная» получилась своеобразным завещанием мастера, которому не дали договорить — ведь вместо экранизации своей повести он хотел делать фильм про Стеньку Разина. Но снял картину, актуальную тогда и сохраняющую актуальность сейчас, спустя полвека. И те актеры, которых он взял в свой фильм, тоже пошли по своей жизни дальше, воспринимая эту строчку в своей фильмографии как очень почетную.
Лидия Федосеева-Шукшина — Люба Байкалова
Читать >>
Лидия Федосеева познакомилась с Шукшиным в 1964-м, когда они вместе снимались в фильме «Какое оно, море?». Вскоре они поженились, у них родились две дочери. Шукшин снимал супругу в своих картинах в главных ролях — она играла в фильмах «Странные люди», «Печки-лавочки» и, разумеется, в «Калине красной», название для которой подсказала как раз Федосеева. После смерти мужа она продолжала активно сниматься; среди ее работ того времени есть и фильм по сценарию Шукшина — «Позови меня в даль светлую», поставленный в 1977-м Германом Лавровым и Станиславом Любшиным. Она еще трижды была замужем — за режиссером Михаилом Аграновичем и за польским художником Мареком Межеевским, а недавний брак с музыкальным продюсером Бари Алибасовым воспринимался больше как элемент шоу-бизнеса, а не реальный союз. Впрочем, они разошлись без особого скандала спустя три года.
Иван Рыжов — Фёдор Байкалов
Пожалуй, именно Рыжов был любимым актером Шукшина — в 1964-м он снялся в дебюте режиссера «Живет такой парень», а тот потом позвал его и в два своих последних фильма — «Печки-лавочки» и «Калину красную». К тому времени за Рыжовым уже плотно закрепилось амплуа умудренных прожитыми годами стариков-добряков, так что к стилю «деревенской» прозы Шукшина он подошел идеально. Рыжов снимался и после смерти режиссера — но по-прежнему в небольших ролях, а сотрудничество с Шукшиным осталось одним из ярких моментов его обширной фильмографии. Умер он в 2004 году, спустя год после смерти жены, с которой они прожили более 60 лет.
Мария Скворцова — мать Любы и Петра
А эту актрису для кино Шукшин, можно сказать, открыл. Скворцова много лет работала в Московском областном ТЮЗе «Царицыно» и в кинематограф не стремилась — играла и в несерьезных спектаклях, и в серьезных постановках. Правда, из-за невысокого роста ей и роли доставались не главные, а потому и звания обходили стороной. Лишь в начале 1970-х 60-летняя Скворцова вдруг оказалась востребованной режиссерами — ее позвали на небольшую роль в «Вечный зов», а вскоре и Шукшин пришел с предложением сыграть у него мать главной героини. Роль не главная, но именно она определила дальнейшее киноамплуа актрисы — как Рыжов был «всесоюзным дедушкой», так и Скворцова стала «всесоюзной бабушкой». В итоге она активно снималась еще четверть века — ее героинь можно увидеть в фильмах «Белый Бим Черное ухо», «Экипаж», «Карнавал», «Карантин», «Одиноким предоставляется общежитие», «Гостья из будущего»… Скончалась Скворцова в 2000-м на 90-м году жизни.
Георгий Бурков — Губошлеп, главарь воровской «малины»
Читать >>
У Буркова был трудный путь в актерскую профессию — четыре раза он проваливался на экзаменах в театральное училище, потом пошел учиться на юриста, но натура взяла свое — и через провинцию он сумел попасть в труппы столичных театров. В кино он тоже был востребован, хотя первые годы его воспринимали исключительно как актера отрицательных ролей — репутация такая сложилась после фильмов «Старики-разбойники», «Печки-лавочки» и особенно после «Калины красной». Впрочем, потом реноме Буркова выправилось — у него были роли в «Они сражались за Родину», «Служебном романе», «Иронии судьбы», «Гараже». А с Шукшиным они просто дружили — и разрабатывали совместные планы на Русский народный театр, которые, к сожалению, так и остались нереализованными. С 1988 года Бурков был худруком Центра культуры имени Шукшина; скончался он в 1990 году в возрасте всего 57 лет.
Татьяна Гаврилова — Люсьен, член воровской «малины»
Читать >>
Эта актриса была очень востребованной в 1960-е и начале 1970-х, когда она сыграла почти в двадцати фильмах — и у нее были небольшие, но яркие роли в «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. У Шукшина она поначалу сниматься была не должна — тот собирался взять на роль Люсьен Людмилу Гурченко, но по просьбе знакомых позвал Гаврилову. У актрисы в тот период возникли серьезные проблемы с алкоголем, и друзья надеялись, что работа отвлечет ее от пагубной привычки. Но после начала съемок Гаврилова сорвалась, и лишь настойчивость Шукшина позволила ей доиграть свою роль до конца. Впрочем, в профессии она осталась — снималась и дальше часто, хотя и в небольших ролях, снова работала с Рязановым («Забытая мелодия для флейты» и «Небеса обетованные»), появилась и в хите конца 80-х — фильме «Гардемарины, вперед!». В 90-е ухаживала за Изольдой Извицкой, но и сама не удержалась — на почве алкоголизма попала в психиатрическую клинику и скончалась в 2000-м на 62-м году жизни.
Ефимия Быстрова — Куделиха, мать Егора Прокудина
Для Шукшина это была чистая импровизация — позвать на роль матери своего героя непрофессиональную актрису из соседнего села в Вологодской области, где проходили съемки. Дело в том, что эту роль он хотел отдать знаменитой Вере Марецкой, но та отказалась буквально в последний момент. Ефимия Ефимьевна Быстрова была хозяйкой дома, где должны были сниматься сцены с Марецкой, Шукшин уже подружился с ней во время подготовки — и она согласилась, когда он предложил ей попробовать себя в кино. Впрочем, играла Быстрова фактически саму себя — рассказывала Федосеевой-Любе о собственной жизни, но получалось, словно о жизни матери персонажа в исполнении Шукшина. Управились, как вспоминали члены съемочной группы, за день.
А вот финал у этой истории не столь радостный — после завершения съемок кто-то из киношников сумел выманить у старушки ценные старые иконы в серебряных окладах, она осталась без своих ценностей, а обвинили в этом Шукшина, чем добавили ему поводов нервничать и переживать. Как рассказывал оператор фильма Анатолий Заболоцкий, Быстрова умерла где-то через год после съемок — замерзла на печке зимой. Из ее избы вынесли все — искали деньги, которые, по слухам, ей оставил Шукшин — и, разумеется, не нашли ничего, кроме портрета умершего режиссера из журнала «Советский экран».