Когда мы стали с Сергеем Никоненко считать его роли, то получилась 231. Последняя – отсидевший карточный шулер – в очередном сезоне сериала «Склифосовский».
Встретились мы с народным артистом на фестивале «КСТОкино», вспомнили его великих коллег, пионерию и грязные пасквили.
Мелочь или всё-таки значимость
Ольга Шаблинская, aif.ru: Сергей Петрович, признайтесь: в какой момент почувствовали себя настоящим актёром?
Сергей Никоненко: Мне повезло сняться в шедеврах отечественного кино. Я сыграл офицера у Сергея Бондарчука в «Войне и мире». У Никиты Михалкова – лакея Яшку в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». У Кончаловского в «Дворянском гнезде» была небольшая роль. Недавно пересмотрел – считаю, это великая картина.
Сложный вопрос вы задаёте. Потому что ролей и вправду сотни. Тут мне как-то позвонили: «Мы вас хотим пригласить на пробы». Я говорю: «Негде». – «Что «негде»?» – «Пробы ставить негде». (Смеётся.)
Ну а если серьёзно… Почувствовал, что я актёр и могу как-то повлиять на происходящее в стране, когда снимался в картине Сергея Герасимова «Журналист». Я там играл ответственного секретаря районной газеты. Мой герой пытается разобраться, как строится взаимодействие личности и государства. И что значит человек в этом житейском океане – мелочь ли он или всё-таки значимость, вес имеет. Об этом речь шла в «Журналисте». А в основном – о том, что зло существует. Например, там женщина-анонимщица пишет грязные пасквили, и на них реагируют. Такими анонимками в советское время можно было измарать человека. Причём пачкали быстро, а отмываться приходилось долгие годы. Но тогда хоть как-то можно было своё имя защитить. А сейчас настало время интернет-помоек, где можно помоями человека облить, и это останется безнаказанным.
– В одном из наших прошлых интервью вы сказали: «Когда меня обвиняют в том, что я совок, я не то что не спорю, а отвечаю: «Да, я совок. И горжусь этим. Потому что много в Советском Союзе хорошего было». А что из советского прошлого могло бы быть полезно сегодня?
– Воспитание молодёжи и забота о стариках, которые были поставлены во главу угла. Что плохого было в пионерии? Всё, что есть во мне хорошего, заложено было именно ею. Я, например, воспитанник знаменитого Московского дома пионеров. Меня туда привела моя первая любовь. И я мгновенно увлёкся занятиями. Считаю, что я везунчик, раз оказался в детстве в таком прекрасном месте. Иначе непонятно, куда меня могла вывести кривая. Ведь некоторые мои ровесники пошли по скользкой дорожке. А в моей жизни была истинная школа роста. В разные годы из нашего Дома пионеров выпустились телеведущий Виктор Татарский, актёры Наталья Гундарева, Александр Пашутин, Вика Толстоганова, оперная прима Тамара Синявская…
Я, кстати, родных стен не забываю и сейчас бываю там, общаюсь с ребятами.
– И какое впечатление у вас от сегодняшней молодёжи?
– Мы говорим о жизни, о творчестве, о стране. Хорошее растёт поколение. На одной из встреч я оставил свой автограф на маске, которую ребята положили в капсулу времени.
Так скажу: сейчас много делается для молодёжи, но многие, к сожалению, всё же сидят в телефонах…
Что же касается стариков, был такой Дом ветеранов кино, так называемая «Матвеевка». Там многие мосфильмовцы жили. Пожилых актёров ведь очень много одиноких… Туда, например, уехала мосфильмовский редактор Людмила Шмуглякова. Именно она пригласила меня в 1975 году снимать в качестве режиссёра картину «Трын-трава» по сценарию Виктора Мережко. Я сам сыграл главную роль, а мою жену – Лидия Федосеева-Шукшина.
Я в «Матвеевке» и выступал неоднократно, и навещал многих. В том числе Николая Крючкова. Это было поколение великих людей, которые напрочь были лишены звёздной болезни. Поколение, которое выиграло войну, а потом ещё и отстроило страну заново.
Крючков достоин монумента
– Вы ведь близко дружили с ним?
– Так точно. Николай Афанасьевич снимался у меня в картине «Цыганское счастье» – играл колхозного кузнеца Захара Касьянова. Именно на съёмках этого фильма Крючкову звание Героя Соцтруда присвоили.
Крючков – великий русский артист, который, считаю, достоин монумента в Москве. Потому что те роли, которые он сыграл в самое трудное для нашей Родины время, давали силы. Знаете, как Сталин однажды отозвался о небольшом стихотворении Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь»? Он сказал: это стихотворение по силе, по мощи равно целой дивизии. Вот так можно сказать и о ролях Крючкова. Как он сыграл бойца Красной армии Луконина по сценарию Симонова в картине 1942 года «Парень из нашего города»! Или фильм Пырьева «Трактористы» и его демобилизованный красноармеец. Именно таких лент хочется сегодня! И таких героев. Чувствовался в них этот победоносный дух: что мы стоим за правое дело. Большую цену мы тогда заплатили за Победу. А потом… Благодаря тому, что к власти пришли люди очень нечистоплотные, западные политики смогли развалить могучий Советский Союз.
Но сохранилась Россия, слава Богу. Хотя Западу всё же удалось найти тёмные силы на Украине. Думаю, это потомки тех самых тысяч и тысяч бандеровцев, которых выпустили из тюрем в 1953-м. Понадеялись, что они больше не предадут. Но нет! Очень мудро об этом написал в пьесе 1941 года «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» немецкий поэт и драматург Бертольд Брехт. Эта пьеса-памфлет заканчивается фразой «…торжествовать пока ещё не надо./ Плодоносить ещё способно чрево,/ Которое вынашивает гада».
– Сейчас в кино вас часто зовут? И часто ли вы эти приглашения принимаете?
– Предложения принимаю, но не все. Недавно отснялся в 12-м сезоне сериала «Склифосовский». Там новый персонаж появляется – мой герой, Дмитрий Сергеевич. Это отец Нины Дубровской, которую играет Аня Якунина. У него непростая биография – всё то время, что шёл сериал, он сидел в тюрьме. Так сценаристы придумали (смеётся). Мой Дмитрий Сергеевич – карточный шулер. Роль довольно любопытная – потому что в обманщике, который привык к лёгкой добыче и 15 лет пробыл на зоне, вдруг пробуждается много человеческого. И как непросто его принимает дочь, и как радуются внуки внезапному появлению деда… Это будет 231-я роль.
А 230-я ещё лучше – я сыграл деда в фильме «Каждый мечтает о собаке». Детское кино – любимое моё направление. В таких фильмах не может быть грязи. Знаете, некоторые бездарные режиссёры любят фраппировать, эпатировать публику: раздел артистку, актёра на неё положил… В детском фильме вы этого не увидите. И учат они только добру.