Культовый сериал «Семнадцать мгновений весны», премьера которого состоялась в 1973 году, до сих пор остается одним из самых любимых фильмов о войне. Режиссер Татьяна Лиознова создала настоящий шедевр, который скрывает множество интересных фактов и творческих решений.
Черно-белая эстетика фильма была выбрана не случайно — это позволило органично вплести документальные кадры в художественное повествование.
Путь к экрану был непростым
Однако путь к экрану был непростым: первоначальная версия вызвала нарекания военного руководства из-за недостатка исторических фактов. Ситуацию спасло добавление документальной хроники.
Casting главной роли также оказался непростым. Среди претендентов на роль Штирлица были такие звезды, как Арчил Гомиашвили, Юрий Соломин, Олег Стриженов и Иннокентий Смоктуновский. Однако судьба распорядилась иначе, и легендарного разведчика сыграл Вячеслав Тихонов. Интересно, что из-за татуировки на руке актера в некоторых кадрах пришлось использовать дублера для съемок крупным планом.
Съемки проходили в течение трех лет в разных городах и странах, включая Боржоми, Тбилиси, Берлин, Ригу и Петербург. Некоторые сцены собирались по кусочкам из эпизодов, снятых в разных локациях. Например, знаменитая встреча Штирлица с женой в кафе была снята с актерами по отдельности.
Создание фильма требовало нестандартных решений: так, для съемок в ГДР пришлось отправить целую партию белых рубашек, поскольку возможности их стирать на месте не было.