Домой Культура и туризм Слава, ранние смерти и отказ Куравлева. Судьбы актеров «Добро пожаловать»

Слава, ранние смерти и отказ Куравлева. Судьбы актеров «Добро пожаловать»

298
0

В 1960-е годы советские кинематографисты сняли множество прекрасных фильмов, по праву вошедших в золотой фонд отечественного кино. Но даже среди этих шедевров были картины, который выделялись тем или иным способом — одни собирали полные залы и становились лидерами проката, из других в народ уходили цитаты, которые становились частью культурного кода.

Фильм Элема Климова с длинным названием «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» хитом проката не был, впрочем, для детского кино его аудитория в 13 млн зрителей тоже была своего рода достижением (да и эта цифра чуть ли не вдвое превышала «порог окупаемости»), особенно для фильма, который чиновники вообще не хотели выпускать. Но достоинства картины не только в этом. «Добро пожаловать» дал дорогу в большой кинематограф режиссеру — для Климова это была дебютная полнометражка, дипломная работа на режиссерском факультете ВГИКа. А заодно фильм «переоткрыл» для широкой публики многих актеров, которых эта публика знала в других образах.

Евгений Евстигнеев — директор Дынин

Евстигнеев к началу работы над фильмом уже был известен, но в основном среди театралов — как один из ключевых актеров модного тогда «Современника». Поэтому худсовет поначалу не хотел его утверждать на эту роль, а Климов не хотел снимать Михаила Пуговкина, которого предлагала студия, но соглашался на Леонида Куравлева. Впрочем, Куравлев тогда был занят на другом фильме, и начинающему режиссеру позволили сделать собственный выбор.

После «Добро пожаловать» у Евстигнеева началась очень впечатляющая кинокарьера — режиссер народного театра в «Берегись автомобиля» у Эльдара Рязанова, Корейко в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, инженер Воробьев в «Стариках-разбойниках», профессор Плейшнер в «Семнадцати мгновениях весны». А еще около сотни работ, не считая бесчисленных ролей в «Современнике» и МХАТе, куда Евстигнеев перешел вслед за Олегом Ефремовым. Скончался актер 4 марта 1992 года, ему было тогда всего 65 лет.

Арина Алейникова — пионервожатая Валя

Суровую ответственную девушку, робевшую директора, сыграла начинающая актриса, которая только-только окончила ВГИК и имела в активе лишь пару эпизодических ролей — зато это были роли в фильмах «Живые и мертвые» и «Я шагаю по Москве».

Алейникова была дочерью известного в предвоенные годы актера Петра Алейникова, но карьера её отца к тому времени уже потухла; он умер через год после премьеры этого фильма, в 1965-м. А Алейникова выстраивала собственную карьеру, хотя и не слишком удачно — снималась чаще всего в эпизодах, в её фильмографии накопилось около 20 ролей, а в конце 1980-х она уехала из СССР в США и завязала с кино.

Алексей Смирнов — завхоз

Формально этого актера никто не «открывал» — он полностью сделал себя сам, но знаковые роли в его послужном списке имелись. Смирнов прошел войну, был награжден орденами и медалями, тяжело ранен — и после лечения играл в ленинградском театре музыкальной комедии и снимался в небольших ролях забавных увальней.

Прославил Смирнова фильм Леонида Гайдая «Деловые люди» — в новелле «Вождь краснокожих» он играл одного из похитителей. Ну а потом он так и переходил от одной комедийной роли второго плана к другой — «Добро пожаловать…», «Операция «Ы» (новелла «Напарник»), «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке». И лишь в 1973-м Смирнов вышел из комедийного амплуа в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Потом актер жалел, что нашел «своего режиссера» слишком поздно. В апреле 1979-го в аварии погиб Быков; Смирнов, узнав об этом, сам попал в больницу и скончался через несколько недель, в день выписки. Ему было всего 60 лет.

Лидия Смирнова — докторша

Эта актриса больше ценила свою самую первую работу в кино — главную роль в лирической комедии 1940 года «Моя любовь»; она даже так назвала свою книгу воспоминаний. И после этого она много снималась — хотя лишь в ролях второго плана. В «Добро пожаловать…» ей тоже досталась такая неглавная роль, но Климов позволил ей импровизировать, и этот персонаж получился одним из украшений картины.

В том же году Смирнова блеснула ещё в одном знаковом фильме — сыграла сваху в «Женитьбе Бальзаминова», через год стала народной артисткой РСФСР, а через 10 лет — и народной артисткой СССР — «за заслуги в области советского киноискусства». Уже в 1980-е она работала в кино реже, чем раньше, а в нулевые почти и не появлялась на экранах. Умерла актриса в 2007 году, на 93-м году жизни.

Виктор Косых — Костя Иночкин

Юных актеров для своего фильма Элем Климов искал по московским школам — и его выбор главного героя оказался очень удачным. Дело в том, что дети-актеры в СССР очень редко становились взрослыми актерами, чаще они выбирали другую карьеру. И Виктор Косых как раз попал в то самое меньшинство.

После «Добро пожаловать…» он снялся ещё в нескольких фильмах, а в 1966-м прославился во второй раз — после роли Даньки в фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители». Правда, Косых и после этого успеха сомневался в себе — после школы он поступил в погранучилище и лишь потом пришел во ВГИК, в актерскую мастерскую Сергея Бондарчука. Снялся в двух продолжениях «Неуловимых», в 1970-80-е был достаточно востребованным актером (пусть и без звездных ролей). В 90-е и нулевые, правда, он снимался совсем мало. Скончался Косых в 2011-м, на 62-м году жизни.