Домой Наша история Судьба Трофимова

Судьба Трофимова

2205
0

Корни настоящего берут начало в прошлом

Не так давно главный хранитель районного историко-краеведческого музея разыскала в фондохранилище «Повесть о васьковцах».

Автором этой повести является  наш земляк Пётр Григорьевич Андрейчиков, работавший в 50-х годах главным бухгалтером Титовской МТС.

Будущим поколениям он оставил настоящий клад – сборник воспоминаний жителей села Васькова об истории своей малой родины, истории из далёкого прошлого.

Имея за плечами молодость, наполненную бурными революционными событиями, начав трудовую биографию в годы коллективизации и пройдя опасности фронтовой жизни, Пётр Григорьевич был человеком, преданным своей малой родине. Эта преданность сделала его краеведом и побудила изложить на бумаге всё, что знал об истории села.

Будучи и сам того же роду-племени, зная, какой интерес вызывают у земляков статьи об истории района, я загорелся идеей подготовить по материалам Петра Григорьевича Андрейчикова статью об истории Васькова.

Когда основная часть работы была позади и оставалось лишь дополнить истории старины рассказами об истории села в период расцвета колхоза «Ленинский путь», редактор газеты «Эхо» Ольга Вострикова передала мне письмо праправнука одного из потомков жившего перед коллективизацией в Васькове Александра Григорьевича Трофимова.

Он приложил немало усилий, чтобы выяснить судьбу своего прапрадеда, а архивные изыскания приоткрывают одну из тёмных страниц советской истории.

Анатолий, так зовут праправнука нашего земляка, написав в районную газету о своём прапрадеде, с одной стороны, сокрушается о великих потерях нашего народа в годы сталинских репрессий, с другой, признаёт, что и завоевания той поры были огромны.

Вот так перекликнулись «Повесть о васьковцах» Петра Григорьевича Андрейчикова и рассказ Анатолия Трофимова о своём прапрадеде. Нет никакого смысла вступать с Анатолием в полемику об эпохе сталинских репрессий, давно уж пора поставить здесь точку. Сталинизм давно осудили, постарались максимально реабилитировать безвинные жертвы.

Я считаю, тот период должен остаться в памяти поколений как чёрная полоса в истории нашей страны. И правильно, что Анатолий, желая все знать о своём прапрадеде, не пожалел своего времени, сидел в архиве, читал страницы уголовного дела своего предка.

Можно понять желание Анатолия сообщить потомкам своего прапрадеда, что тот подвергся репрессиям будучи абсолютно безвинным.

В «Повести о васьковцах», в главе «Власть имущие», Пётр Григорьевич рассказывает о зажиточных людях Васькова, которые в дореволюционные годы решали всё на селе. В абзаце, рассказывающем о семье Трофимовых, говорится следующее:

«Егор Павлович Трофимов пользовался особым весом в деревне. Без него не проходило ни одно собрание в деревне. Этот матёрый кулак  владел сотнями десятин земли, леса, лугов и пастбищ. Его отруб находился рядом с деревней, там, где ныне проходит железная дорога. Был огорожен в четыре жерди на прочных лиственных кольях.

Там у него находилась богатая пасека и домик для батраков. Жил Егор Павлович с женой и единственным сыном в двух-этажном доме из восьми комнат, с отделкой самого высокого качества. В его магазине всегда были нужные для селян товары.

Как и другие зажиточные жители села, Трофимов скупал у селян хлеб, скот, шерсть, волокна, овчины, кожи и всё это отправлял в Томск.

В 1920 году, после разгрома колчаковцев, его сын Александр, скрылся от Советов в Томске, где учился когда-то в гимназии, а сам он, собрав единомышленников в «банду», несколько лет терроризировал представителей новой власти».

Скрывалась банда в болотах, неподалеку от Большого мыса. Судьба Егора Павловича неизвестна до сих пор, а вот благодаря стараниям Анатолия – его сына, мы узнали о судьбе Александра Григорьевича.

Александр Григорьевич Трофимов (в деревнях часто бывает, когда имя Егор путают с именем Григорий) родился 10.01.1890 года в селе Васьково Кемеровской области (естественно, тогда это был Кузнецкий уезд). Вместе с отцом занимался сельским хозяйством. На семью имелось 13 гектаров земли, излишки продукции продавали в Томске. В 1914-ом Александр Григорьевич Трофимов был призван на службу, которую проходил в Баку. Служил, по всей видимости, добросовестно и преданно, даже  вызвался служить добровольно в Персии (Ирак).

После Октябрьского переворота власть народа не принял, попытался вновь единолично заниматься сельским хозяйством. Имел перед новой властью немалые по тем временам прегрешения: в 1920 году спрятал от властей 700 пудов хлеба, в 1928-ом организовал контр-революционный саботаж, спрятав от советской власти 600 пудов хлеба.  В 1929 году был раскулачен с изъятием всего принадлежавшего ему имущества.

После раскулачивания его супруга осталась одна с четырьмя детьми, без средств к существованию. А сам он в 1937 году за выведение из строя молотилки и трактора, распространение контрреволюционной литературы и агитацию был осуждён, приговорён к десяти годам ссылки с поражением в правах и без права переписки…

Это руками тысяч таких, как прапрадед Анатолия, строились сибирские железные дороги, мосты и дороги в непроходимых болотах. Основу для современного «ядерного щита» закладывали тоже они. Результат их труда на долгие-долгие годы станет памятником им, безвинно погибшим под безжалост-ным колесом сталинских репрессий.

Александр Григорьевич Трофимов в 1960 году был оправдан и реабилитирован. Наш долг с вами – потомков невинно убиенных, помнить о них, передать эту память своим детям и приложить максимум усилий к тому, чтобы такое никогда больше не повторилось.