Ученица Олега Табакова, актриса Елена Елова хорошо известна театралам Москвы по десяткам ролей в театре «Сфера», где она отметила 30-летие творческой деятельности.
Елена Елова рассказала, что в ее жизни значит театр и учителях в профессии.
«Судьба познакомила меня с Георгием Ивановичем Бурковым»
Ольга Шаблинская, aif ru: — 30 лет на сцене — немалый срок. А с чего всё началось? В какой момент вы решили стать актрисой?
Елена Елова: — 12-летней девочкой я посмотрела в театре Маяковского спектакль «Смех Лангусты» про великую Сару Бернар со Светланой Немоляевой и Александром Лазаревым в главных ролях. Это было потрясение, настоящее чудо, трамплин к дальнейшей жизни. Я даже имела честь быть в гримерке у Светланы Владимировны. Очень стеснялась, но слова благодарности за спектакль смогла сказать, пусть по-детски, плача от радости. Через несколько лет, волею случая, Александр Сергеевич Лазарев слушал мою чтецкую программу для поступления в театральный институт и сказал, что мне нужно обязательно поступать. Судьба, видимо, была опять благосклонна ко мне, когда познакомила меня с Георгием Ивановичем Бурковым и его женой Татьяной Николаевной Ухаровой. Я была вхожа в их дом. Они меня тоже слушали перед поступлением в институт и убедили меня поступать. Так я обрела крестных родителей, которые благословили меня на творческий путь.
— Куда вы в итоге поступили?
— Поступила я в Школу-студию МХАТ на курс Олега Павловича Табакова. У нас были великие педагоги — мхатовские «старики», которые с человеческим теплом и любовью вели нас в мир искусства, предъявляя очень высокие требования. Это Михаил Андреевич Лобанов — профессор, театральный педагог, Анна Николаевна Петрова — величайший педагог по сценической речи, профессор, доктор искусствоведения, Инна Соломоновна Правдина — легендарный педагог по русской литературе, профессор, Виталий Яковлевич Виленкин — профессор, завлит МХАТа, личный секретарь Немировича-Данченко и Качалова, историк театра, театровед, а также Лариса Борисовна Дмитриева — профессор, балетмейстер. К нашим учителям мы относились с большим пиететом. Все они были красивыми людьми с достоинством, честью и невероятной духовной силой. Поэтому Служение Театру это для меня не просто высокие слова.
Курс у нас был замечательный. Это родные, близкие мне люди. Сейчас все они известные артисты, служат в театрах, работают в кино, а Сергей Безруков возглавил театр. Но, когда мы были студентами, мы наслаждались сумасшедшим и счастливым временем, и главным человеком в этот период для нас был Олег Павлович. Табаков — выдающийся педагог!
«Табаков всегда говорил, что „театр — это зона повышенного риска“»
— Каким вам запомнился Олег Павлович Табаков?
— Он всегда говорил, что «театр — это зона повышенного риска», что актерская профессия ничего не гарантирует. Для нас студентов он был всем — папой, братом, сестрой. Ему было важно, чтобы мы были образованными людьми, но самое главное, он учил нас, как человеку быть человеком, учил сопереживать, быть неравнодушными.
— А как вы попали в театр «Сфера»?
— На четвёртом курсе Школы-студии МХАТ, мы показывались в разные театры. После показа в театр «Ленком» я вышла на улицу, навстречу мне шла женщина. Я почему-то с ней поздоровалась. Она улыбнулась в ответ и спросила: «Артистка»? Услышав моё «да», взяла меня под руку и предложила прогуляться с ней до сада «Эрмитаж». «Какой „Ленком“, какой „Сатирикон“?! „Сфера“!» — говорила она по дороге. Этой женщиной оказалась основатель и художественный руководитель Московского драматического театра «Сфера» народная артистка России Екатерина Ильинична Еланская.
Так получилось, что через месяц, наш курс показывался именно в этом театре, и среди трёх фамилий студентов, которых она выбрала, была и моя. С этого момента начался мой путь и судьба в театре «Сфера». А Екатерина Ильинична Еланская навсегда осталась для меня примером настоящего Художника, Мастера, примером смелости, преданности и служения искусству! И это любовь на всю жизнь!
— Какая роль была первой?
— Моей первой ролью в театре «Сфера» стала роль Маруси в спектакле Екатерины Еланской «Преступная троица» по повести Аркадия Аверченко «Подходцев и двое других» с музыкой гениального Микаэла Таривердиева. В течение репетиционного процесса я поняла, что Еланская очень внимательно и избирательно относилась к выбору молодых артистов в свой театр. Она не хотела, чтобы в театре работали случайные люди. Кстати, и сейчас в репертуаре театра есть Аркадий Аверченко — спектакль в постановке Константина Демидова «Гнездо перелетных птиц», где я и другие артисты играют по несколько ролей.
— А нужна ли классика в современном театре?
— Необходима! Только ставить спектакли по классическим произведениям нужно не из ностальгических соображений, а находить в этих произведениях актуальный резонанс современной жизни. Деликатно относиться к материалу. Классика это база образного мышления культурного человека. А предназначение театра — сформировать общественное сознание людей, нравственный, эстетический вкус. Наши спектакли «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову и «Прозрачное солнце осени» по Казакову, Домбровскому и Трифонову в постановке Александра Коршунова получили премию «Звезда Театрала».
— Я знаю, что у вас есть главные роли в спектаклях, но также есть и вводы на другие роли в старых спектаклях. Какие вводы для вас были лёгкие, а какие сложные?
— Любая творческая работа лёгкой не бывает. Когда ты создаёшь роль и входишь в коллектив, который уже создал свое творческое пространство это всегда большой творческий и этический труд. Несмотря на свое понимание роли, надо учитывать, что само пространство спектакля уже существует, и в него надо очень органично вписаться. Вводов на роли у меня было не так много, но они были. И это всегда непросто и ответственно. Никогда не забуду свой ввод на роль Изабель в спектакле «Пианино в траве» по Франсуазе Саган. Я узнала о вводе днем, а вечером уже играла! И такое бывает.
— А с кино как у вас складываются отношения?
— Если говорить о современном кино, то ощущаются сложности идеологического порядка, желание соответствовать голливудским стандартам.
Идея должна порождать героя в концептуальном смысле, а не только, как главного персонажа. Особенно, для детской аудитории, которую стоит ориентировать не на спецэффекты и развлечения, а на внятном понимании, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Наверное, это проблема не только кино и других видов искусств, это проблема отношения к культуре в целом, в непонимании её места в жизни, в том числе в жизни государства. Вы не обратили внимания, что из кино ушло понятие «художественный фильм»? Мне кажется, что кино сейчас больше похоже на бизнес. Я глубоко убеждена, что кино должно создавать героев, на которых захочется быть похожими, кино должно сохранять истинные ценности. Стоит предъявлять высокие требование не только к стороне бизнеса, но и к идеологической составляющей.
— Какая, кстати, у вас была первая роль в кино?
— Первый фильм, в котором я снялась, когда еще училась на первом курсе Школы-студии МХАТ, был «Дом на камне» по Рэю Брэдбери с Ириной Купченко и Юозасом Будрайтисом в главных ролях. У меня было всего несколько эпизодов, но я получила столько впечатлений от съемочного процесса. Я видела Купченко и Будрайтиса не только в работе, но и вне съемок. Я наблюдала, как они готовились к роли, как общались с людьми. Какая интеллигентность и стойкость. Какое отношение к профессии! Актерская планка была задана — высокая! Ирина Петровна Купченко — немногословная, глубокая, когда разговаривала со мной, очень аккуратно давала советы. Я очень ей за это благодарна. Когда тебе 17 лет, встречи с великими людьми, играют очень важную роль, это сопричастность твоего творческого пути и эстафета ответственности в искусстве.
— Что ещё интересного происходит в вашей жизни, помимо театра и кино?
— Недавно я закончила Продюсерский факультет Высшей Школы деятелей сценического искусства Геннадия Дадамяна. Сейчас помимо службы в театре, я преподаю актерское мастерство в Институте Кино при Высшей Школе Экономики. И… ещё кормлю котят в саду «Эрмитаж», которые год назад родились на крыше репетиционного зала «Сферы». Я не могу по-другому, я все-таки играю Мурли в сказочном спектакле «Мурли» по произведению Анни Шмидт. Кстати, это единственная постановка по этой сказке на профессиональной сцене.