Актерская судьба зависит от многих случайностей, и первый камешек в будущую карьеру закладывается буквально сразу после школы, когда будущие актеры идут в училища или институты и попадают на курс определенного мастера. Широкую известность получил первый послевоенный выпуск ВГИКа, который вели Сергей Герасимов и его жена Тамара Макарова — их студенты снялись в «Молодой гвардии», а затем превратились в настоящих звезд советского кино. Но бывают и совершенно другие примеры.
Свой актерский курс во ВГИКе режиссер и сценарист Юлий Райзман набрал в 1952 году — 26 человек, из которых до выпуска добралось меньше половины. Но актерская судьба выпускников сложилась почти одинаково — они играли небольшие роли, эпизодических персонажей, «своих» режиссеров не нашли и назвать кого-то из них звездами очень сложно. Лилия Гурова, Инна Выходцева, Юрий Соловьёв, Владислав Ковальков, Николай Погодин — они все снимались много и, пожалуй, разнообразно, но в первые ряды актеров советского кино пробиться им было не суждено. Как и Эдуарду Бредуну, которому было отмерено всего 49 лет жизни, 16 из которых он прожил с ярко блеснувшей звездочкой пятидесятых Изольдой Извицкой.
Годен к актерской профессии
У Бредуна весьма стандартная биография для людей его поколения. Он родился 6 октября 1934 года в Сталинской области Украинской ССР (сейчас ДНР — прим. ред.), в Великую Отечественную войну был с матерью в эвакуации, а после победы их семья переехала в Молдавию. Актером он поначалу становиться не собирался — мечтал быть военным, как отец, даже окончил Суворовское училище в Тамбове. Подвело здоровье — врачи посчитали, что он не годен к армейской службе. И тогда Бредун вспомнил о своем школьном увлечении театром и занятиях в драмкружке в Кишиневе, подал документы во ВГИК и успешно прошел все этапы отбора, поступив на тот самый «неудачный» курс Райзмана.
Впрочем, это сейчас можно делать какие-то общие выводы, зная судьбы студентов того курса. А в те времена молодые люди, прошедшие суровый конкурс вступительных экзаменов, вовсю устраивались в новой профессии. К выпуску в 1957-м Бредун мог похвастаться работами в четырех фильмах — не в главных ролях, конечно, но от начинающих актеров никто этого и не ждал. А вскоре в его фильмографии появляется и первая заметная работа в кино — в детективе «Дело пестрых» он сыграл рабочего паренька Митю Неверова, которого заманивает в свои сети главный злодей. В этом фильме, кстати, одну небольшую роль сыграл и Олег Табаков, которого зрители уже знали по «Молодой гвардии».
Случайная встреча вне ВГИКа
К тому времени Бредун уже был женат, и не на ком-то, а на той самой Извицкой, звезде фильма Григория Чухрая «Сорок первый». Причем молодая актриса этот статус получила не только на всесоюзном, но и на мировом уровне — картину показывали в Каннах, где она получила специальный приз, а фотографии Извицкой появились на обложках западных журналов. Правда, молодые актеры познакомились чуть раньше этого триумфа, и не во ВГИКе, где оба учились. Извицкая была на пару лет старше, и ей достался «более удачный» актерский курс Бориса Бибикова. Их встреча состоялась в 1955 году на съемочной площадке фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» — она играла одну из главных ролей, а для Бредуна это был один из первых опытов работы в кино, и ему досталась незначительная роль.
Многие знакомые этой пары тогда удивлялись, как и почему они оказались вместе. Бибиков лишь посетовал, что у мужа «страшная фамилия», но остальные были не столь деликатны. Впрочем, первые годы супруги прожили вполне спокойно, а потом случился «Сорок первый», который разделил их жизнь на до и после.
После «Сорок первого»
Первым бремя славы — причем не своей, а жены — не смог вынести Бредун. Наверное, его можно понять — сложно смириться с тем, что сразу после получения диплома он превратился в безликого «мужа Извицкой». Понять — можно, простить — нет, потому что Бредун начал топить свою зависть в алкоголе, а не выстраивать собственную карьеру. Обычно такие истории заканчиваются одинаково, так случилось и в этот раз — актера с нездоровыми пристрастиями на серьезные роли не приглашали, лишь на второй или даже третий план и крошечные эпизоды. Хуже было то, что через какое-то время к нему присоединилась Извицкая, у которой профессиональная карьера тоже не складывалась, хотя в конце 50-х и начале 60-х она играла много.
Продержались они до 1971-го, прожив вместе 16 лет. В январе того года Бредун всё-таки ушел от Извицкой — вроде бы к другой женщине, но ненадолго. А вот Изольда в одиночестве пустилась во все тяжкие; точная дата её смерти не установлена — тело было обнаружено 1 марта, а умерла она примерно за неделю до этого. Открывал квартиру Бредун — ключи у него остались, а менять замки Извицкая не стала.
Эдуард Бредун тоже был одинок — с новыми отношениями у него не сложилось, с работой были проблемы. Выручал Леонид Гайдай, который позвал опального актера в несколько своих картин. Бредун играл Пашу Эмильевича в «12 стульях», потом — спекулянта радиодеталями в «Иван Васильевич меняет профессию», появился и в «Не может быть!», и в «Инкогнито из Петербурга». Пожалуй, это был тот шанс, который он упустил — вместо того, чтобы собраться, проявить силу воли, Бредун продолжил своё падение. Скончался он в июле 1984 года, немного не дожив до 50-летнего юбилея; его тело тоже обнаружили спустя несколько дней — как это было за 13 лет до этого с его женой. Похоронены они на одном, Востряковском, кладбище, но на разных участках…