В 1959 году на американском телеканале CBS вышли первые эпизоды сериала «Сумеречная зона», созданного Родом Серлингом.
Реальность страшнее выдумки
Истории, в которых научная фантастика перемежалась с философскими идеями, а затем легко переходила в мистику и ужасы, очень понравились зрителям. Оригинальный проект до сих пор входит в списки лучших научно-фантастических шоу за всю историю, и он пережил уже три перезапуска, которые, однако, уровня популярности оригинала не достигли.
Но самая мрачная история «Сумеречной зоны» не была придумана сценаристами, а произошла в жизни.
Приглашение Спилберга
В начале 1980-х годов Стивен Спилберг, снявший к тому моменту «Челюсти», а также «Близкие контакты третьей степени», решил взяться за полнометражный фильм «Сумеречная зона». Идея заключалась в том, что картина будет состоять из четырех историй, которые снимут разные режиссеры.
Одну из историй Спилберг решил снимать сам, а среди тех, кого он пригласил себе в компанию, оказался режиссер очень успешной молодежной комедии «Зверинец», а также «Братьев Блюз» и «Американского оборотня в Лондоне» Джон Лэндис.
Лэндису предстояло снять пролог картины, а также первую новеллу. По ее сюжету расист и нацист Билл Коннор попадал в прошлое, оказываясь на месте гонимых — еврея во время Холокоста, чернокожего, преследуемого Ку-клукс-кланом, а также вьетнамца, которого преследуют американские солдаты.
Вик и дети
На роль Билла Коннора был приглашен актер Вик Морроу, хорошо известный американцам по главной роли в популярном сериале 1960-х годов «Борьба!».
На роли детей были наняты 7-летний Мика Динь Ле и 6-летняя Рене Шин-И Чен. Детей с характерной внешностью нашли через знакомых, при этом Лэндис проигнорировал все законы штата Калифорния, касавшиеся использования детского труда на съемочной площадке. Детям платили «зарплату в конвертах», задействуя их как в ночных съемках, так и в сценах с использованием пиротехники. Если про съемки ночью родители знали, то вот о различных пиротехнических устройствах они проинформированы не были.
Местом съемок было знаменитое киноранчо Индиана Дюнс, где сняли немало голливудских кинохитов.
Съемки новеллы Лэндиса продолжались три недели и подходили к концу. 23 июля 1982 года предстояло снять последнюю сцену. В ней главный герой с детьми должен был спасаться от американцев, уничтожающих вьетнамскую деревню.
Роковой взрыв
По сценарию герой Вика Морроу переносил детей через реку, когда за его спиной взрывалась и горела деревня. Лэндис задумал все максимально натуралистично, поэтому снимать необходимо было с одного дубля.
Над убегающим героем должен был зависать вертолет, причем высота его полета была меньше 8 метров. За штурвалом находился опытный летчик, реальный ветеран Вьетнамской войны.
Когда была дана команда «Мотор!» и заработала пиротехника, не был учтен один важный момент. Вертолет зависал как раз над местом, где был заложен крупный заряд. Когда он сработал, был поврежден хвостовой винт, из-за чего машина потеряла управление.
Вик Морроу в этот момент продолжал играть свою роль. Сильный порыв, исходящий от лопастей вертолета, буквально вырвал из его рук девочку, и он попытался поднять ее. В этот момент вертолет упал на него и детей.
В первые секунды члены съемочной группы не поняли, что произошло. Когда они опомнились и бросились на помощь, оказалось, что усилия тщетны — Морроу и мальчик были обезглавлены ударом винта, а девочку раздавило тяжестью машины.
«У него было около пяти секунд»
Расследование причин происшедшего, а затем судебное разбирательство растянулись на десятилетие. Свидетели настаивали: ответственность за случившееся лежит на Лэндисе, который упорно требовал зависания вертолета на опасной высоте. Родители погибших детей утверждали: съемочная группа их просто обманула, утверждая, что никаких съемок, связанных с риском для жизни, не будет.
Пилот вертолета на процессе утверждал — он инструктировал Вика Морроу о том, как действовать в чрезвычайных условиях: «У него было около пяти секунд, чтобы услышать изменение звука и уклониться».
Наверное, актер действительно успел бы спасти свою жизнь. Но у него были на руках двое маленьких детей, которых он не мог бросить в этой ситуации. Вырваться с ними из-под падающей махины он не сумел.
«Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать»
В итоге суд оправдал режиссера Джона Лэндиса, а также других участников съемочной группы по обвинению в непредумышленном убийстве, придя к выводу, что случившееся стало роковым стечением обстоятельств. Родственникам погибших была выплачена компенсация по договоренности сторон, сумма которой не разглашалась
Правила проведения съемок после этого были серьезно ужесточены.
«Сумеречная зона» вышла в прокат в 1983 году, но бешеного успеха не имела, хотя и окупилась, даже принеся некоторую прибыль. Впрочем, надо признать, что куда больший интерес вызвали кадры гибели актеров, которые получили распространение полуофициально. Настоящая трагедия влечет любопытных — это само по себе выглядит как сюжет из классической «Сумеречной зоны».
Карьера Джона Лэндиса в кино и на ТВ успешно продолжилась — он снимал знаменитый клип «Триллер» Майкла Джексона, комедию «Поездка в Америку» с Эдди Мерфи и еще массу кассовых проектов. Вот только их дороги со Спилбергом разошлись навсегда — Стивен, в отличие от суда, был уверен, что в случившемся виноват его коллега.
Спилберг сказал: «Ни один фильм не стоит того, чтобы за него умирать». И с этим утверждением не поспоришь.