Жанрово картину определили как драму и комедию. Съемки проходили в Петербурге и Гатчинском дворце. Каст — феерический. В главных ролях — дочь известного рок-музыканта, актриса театра им. Маяковского Вера Кинчева/Панфилова (Алина) и актер, режиссер Юрий Быков (Валентин). Маму главной героини играет актриса «Ленкома» Олеся Железняк, отца — актер того же театра, а с недавних пор еще и худрук Театра Армии Александр Лазарев, экстравагантную бабушку — Светлана Немоляева. Микрофон интервьюера в кадре доверили реальной телеведущей Ираде Зейналовой, подруге актерской семьи.
Сама Полина служит в театре им. Маяковского — там же, где ее бабушка.
Очень печальная комедия
Словом, актеров подбирали по принципу «свои люди — сочтемся». Режиссер этого не скрывает: «ради экономии» (то ли в шутку, то ли всерьез говорит она) пригласила отца и бабушку. Хотя изначально рассчитывала на них — сценарий-то писала сама. И в историю Алины (так, между прочим, зовут настоящую маму Полины Лазаревой) вложила много личного.
К слову, в мае Полине исполнится 34 года, и она не замужем. Когда в семье такие мужчины (дед — покойный Александр Лазарев), выбрать достойного спутника жизни непросто. Да и в браке она не видит большого смысла. Мужчины не хотят брать ответственность за семью, свои слова и дела. «Может, я так и не встречу подходящего человека», — предполагает Лазарева.
«Чайка», к счастью, не экранизация чеховской пьесы и даже не картина по отдаленным мотивам. Чайка — фамилия главного героя Валентина. Он писатель. Издал вот книжку «Гумберт. Гумберт», которую писал, подпитываясь романами с девочками. Теперь интервью дает. И продолжает выстраивать любовные фигуры, которые, по мнению иных критиков, напоминают треугольник.
Можно сказать, что Лазарева интерпретировала снятый 45 лет назад Данелией «Осенний марафон». Получилась «очень печальная комедия». Хотя сама она говорит, что хохотала, когда писала сценарий, ведь это стеб чистой воды. «Женщины правда ведут себя зачастую как дуры. И ничего с этим не поделаешь… Есть над чем подумать, посмеяться и даже позлиться», — характеризует ленту Полина.
Взрослым женщинам смеяться вряд ли захочется. Уж больно все правдоподобно. Или пусть поднимет руку та, у которой не было отношений с абьюзером или бабником.
Здесь в термине «любовный треугольник» слово «любовный» — явно лишнее. Со стороны главного героя никакой любви нет. А есть лишь похождения, увлечения, быстрый секс: пришел — снял штаны — надел — ушел… В какой-то момент Валентин и сам понимает: надо перестать пудрить девочке мозги. Ведь девочка — джазовая певица Алина — готова ждать сколько угодно. Терпеть уходы-приходы, встречи пару раз в месяц. Надеяться, что ей удастся переделать любимого, но не любящего. А что он может предложить ей взамен?
Многие на пути к заветному семейному счастью попадают и в «треугольники», и в «четырехугольники». Страдают, верят, прощают. И снова верят. Надеясь, что когда-нибудь игра в одни ворота превратится в полноценный матч на равных…
Проблема в том, что Валентин Чайка, как часто случается с инфантильными мужчинами, сам не знает, чего и кого хочет. Вроде и пожил, и повидал. До кризиса среднего возраста вот доплыл. С горем пополам. В рваных носках и с неизменной коробочкой «к чаю», которую сам же и опустошает. Он, может, даже о семейной идиллии временами мечтает. С борщами и детишками. А нет, все равно в голове ветер шуршит опавшими листьями. Да эротические сны мучают. Потому что не привык отвечать за слова, совершать правильные поступки. Потому что обмануть и уйти проще. Здесь и сейчас — проще. А про завтра он не думает. Не научился…
Миллион рублей в день
По признанию режиссера, она не хотела, чтобы в ее дебютном «полном метре» прозвучало: «Все мужики козлы». Но тема сквозит, конечно.
И найти актера для такого «истеричного бабника» стало для Полины квестом. Ей хотелось, чтобы герой, совершающий некрасивые поступки, не терял при этом обаяния. А кандидаты приходили сплошь однозначные: либо с положительным, либо с отрицательным обаянием.
Встретившись случайно в общей компании с Юрием Быковым, Лазарева попросила его попробоваться. Он неожиданно согласился. И… Полина влюбилась в него. Как в актера. Уговаривать, правда, пришлось долго. И все средства тут были хороши — и кнут, и пряник, и «стрельба глазами». Быков говорил «да», «нет», «не знаю». Словом, вел себя уже как герой картины. Только через полгода сдался. А «без него и затевать всю эту историю не имело смысла», — признается Полина. Фильм — это «четыре года моей жизни, моих нервных клеток… Кто-то работал по минимальным ставкам, кто-то бесплатно, но все равно это минимум миллион рублей в день. Всего вышло около 25 млн…» К счастью, съемки режиссеру удалось провести во время театрального отпуска. Помог и брат Сергей — как продюсер и художник-постановщик.
Сама Лазарева выступила не только сценаристом и режиссером, но также сыграла крошечную роль и исполнила все вокальные номера за главную героиню. Оказывается, Полина прекрасно поет, у нее даже была своя группа. Но сегодня музыка на паузе. Выпускница РАТИ и Высших курсов режиссеров и сценаристов (ученица Аллы Суриковой), Полина уже думает о новых сценариях и фильмах. Ей понравилось быть в режиссерском кресле — в прошлом году ее «Чайка» получила на фестивале «Короче» в Калининграде спецприз жюри…