В этой статье выражен взгляд бабушки и мамы на проблему оказания помощи в учёбе первокласснику.
Бабушка – бывший педагог, мама – действующий, ныне учитель первогого класса. Слышим, что многие напуганы новыми программами. Положительный ответ работы с первоклассниками имеем. Один внук, Назар Сахновский, отличник. Внучка живёт во Владивостоке, первоклашка. Ежедневно мы выполняем (по скайпу) интересные задания, конструируем, рисуем, читаем. Готовимся к олимпиаде. Включаем всю семью в решение нестандартных задач.
Известный учёный Д.И.Писарев заметил: «Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта». Родители – первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей. У современных родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако многие делают меньше, чем могли бы.
Все волнуются, провожая ребёнка в 1 класс. Наступает серьёзный момент! Как помочь ребёнку в пути по океану знаний?
Современные программы, учебники ставят высокую планку. Одна из целей – развитие эрудиции ребёнка, способности самостоятельно применять и добывать знания, готовности жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях. А как же действовать родителям в этом направлении? Все проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение, ежедневная домашняя работа родителей на этом пути. Ребёнка своего вы знаете. Он уже проявил свой характер, обнаружил особенности памяти, внимания, способности.
Большинство из вас получили экспертную оценку из детского сада. Познакомились с программой оценки качества знаний в 1 классе. Держите постоянную связь с педагогом. Старайтесь избегать конфликтов, они ничего не дают. Сотрудничайте! Если ребёнка понимают, он стремится находить любовь в этом мире. Вы – пример для подражания. Исключите из своей речи негативные оценочные высказывания. Главная ваша задача – направлять ребёнка, вызвать желание учиться. Прежде, чем спросить у ребёнка об оценках в школе, сначала спросите у себя, что для этого сделали вы? Какую отметку вы поставите себе?
Улыбающийся смайлик или грустный? Кстати, у В.К.Сахновской её бывшие первоклашки дружно попросили не ставить смайлики, они им в детском саду надоели. Им нужны были настоящие оценки. Первоклашки домашние задания не выполняют, они носят лишь рекомендательный характер. Ну и ладно!
Всем известно, что дети любят играть. Признайте это и используйте как преимущество. Оставляйте ребёнку записки печатными буквами, письма, просите ответа на них. считайте пуговицы, шагайте вверх и вниз по лестнице, считая через 1, 2, 3… ступеньки, играйте в магазин.
Дети любят исправлять диктант Незнайки, при этом тренируется внимание. Создавайте с ребёнком рисованные книжки-малышки. Подбадривайте ребёнка, объясняйте, но не заменяйте его деятельность своей. Не может решить задачу, придумайте подобную, объясните. Далее пусть решает и объясняет сам. Пусть игровые занятия войдут в привычку, займут своё место в режиме дня.
Взрослые должны знать, что ребёнок изучает сегодня в школе. В новых учебниках много непонятных родителям толкований. Можно получить консультацию у педагога, можно сориентироваться на известном.
Играть, рисовать, лепить, конструировать и при этом читать, считать, измерять – это важно.
Значимым для школьника является умение собрать портфель, обращаться с книгой, слушать вопрос и отвечать на него, заучивать наизусть, произносить скороговорки.
В книжных магазинах можно купить разные дидактические материалы для домашних занятий. Это тетради с развивающими заданиями, счётный материал, книжки-малышки для чтения по слогам. Интересные задания можно брать в интернете.
Каждый ли родитель может сказать, что ребёнок должен знать к концу четверти, к концу года? Следует составить с ребёнком план реально достигаемых целей. Если он неуспешен как школьник, ему некомфортно в классе. Отставания будут наслаиваться как снежный ком.
Однако помните, что учёба – это территория самостоятельности и ответственности ребёнка. Пусть неверно решено, много исправлений, но это работа, которую он сделал сам. Нельзя заставлять переписывать. Цените самостоятельные аккуратные исправления.
Помните, если учитель не рекомендовал домашнее задание, а ребёнок пришёл из школы усталый, своё домашнее задание можно великодушно отменить. Должен же у ребёнка быть праздник!
Главный девиз – научить учиться с интересом, воспитывать стремление познавать. Домашняя работа должна быть личностно ориентирована. Дети разные. Для одних – великая победа получить негрустный смайлик.