В репертуар Театра Олега Табакова вернулась постановка «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. 22 и 23 ноября на Другой сцене «Современника» показали премьеру обновленного спектакля Алены Лаптевой.
Прежнюю версию режиссер подготовила еще в стенах Театральной школы Олега Табакова – как диплом. После чего он был перенесен на сцену «Табакерки». В мае 2023-го снят с репертуара. И вот теперь, спустя полтора года, представлен в несколько ином варианте.
Ложь во спасение
Алена Лаптева говорит, что в «Старший сын» введены новые исполнители (хотя ввод, как правило, происходит без закрытия спектакля). А потом добавляет, что создатели «глубже копнули в материал, вернулись к тем двум версиям, которые еще есть у Вампилова, даже какой-то текст добавили сюда из другой версии».
К слову, в «Табакерке» была и версия 2008 года – более драматическая и осуществленная служившим здесь тогда Константином Богомоловым. Но…
Сегодня интереснее другое. Может ли быть пьеса, написанная молодым Вампиловым (а он и прожил-то всего 34 года) в середине 1960-х (сначала она называлась «Женихи», потом — «Поместье»), быть актуальной спустя 60 лет? Ну как это возможно в нынешнем – крайне сложном мире, — чтобы два студента ночью, опоздав на последнюю электричку, буквально ввалились в чужой дом в надежде переночевать?! Кто нынче откроет дверь квартиры? А если и откроет, впустит ли?
Нельзя сказать, что в 1960-е в городах не запирали на ночь двери. Такое могло быть в деревнях. Вот и герои пьесы Сильва и Бусыгин сетуют: «Никто не открывает. Боятся». Так что приходится проявлять хитрость. Сначала подслушать, как зовут мужика (Сарафанова), вышедшего из дома к соседке. Потом войти в его дом и, познакомившись с младшим сыном Васенькой, прибегнуть к… натуральному обману. Да, ложь эта во спасение своего здоровья (на улице-то ночью легко замерзнуть). И не только.
Вообще-то она могла бы привести к трагедии. Но…
Родные дети бегут от отца
Вампилов написал комедию. Своеобразную, конечно. Похожую на притчу. С драмой внутри, которую автор не прячет, а выпячивает. По большому счету в том, что происходит, ничего смешного-то и нет. Родные дети бегут от родителя, который их вырастил. А парень, назвавшийся старшим сыном, вдруг решает остаться с чужим отцом. Почувствовав в нем родственную душу. И поняв, что они нужны друг другу.
Пьеса сибиряка Вампилова – одна из самых популярных в советском и российском театре. Правда, при жизни творчество его не было оценено по достоинству. Даром что первая постановка «Старшего сына» — в Иркутском драмтеатре – случилась ровно 55 лет назад, в ноябре 1969-го. В подготовке его участвовал писатель. И шел спектакль 11 лет.
Большую славу – увы, посмертную – принес Вампилову и его пьесе фильм Виталия Мельникова, в котором главные роли сыграли Евгений Леонов (Сарафанов-старший), Николай Караченцов (Бусыгин) и Михаил Боярский (Сильва). Женские роли достались Наталии Егоровой и Светлане Крючковой.
В обновленной версии «Старшего сына» Театра Олега Табакова пальто и подтяжки главы семейства примерил на себя Виталий Егоров. Это он – неудачный музыкант, вынужденный играть на похоронах. Он – не очень способный композитор, сочиняющий то ли кантату, то ли ораторию, но так и не заполнивший нотами даже одного листа.
Перед премьерой Виталий признался, что образ Евгения Леонова поначалу давил на него — «фильм-то замечательный». Правда, когда начинаешь смотреть спектакль «Табакерки», забываешь и про Леонова, и про Караченцова, которого кинозрители узнали именно после этого фильма, и про совсем молодого Боярского.
Мотороллер, борщ и Чайковский
Нынче в «Табакерке» в роли Бусыгина – Артур Касимов, Сильву играет Павел Шевандо, Васеньку – студент Театральной школы Олега Табакова Артем Малахов (можно поздравить его с успешным дебютом на профессиональной сцене!), Нину – Наталья Попова.
В спектакле заняты все поколения: от учителей до учеников. В прямом смысле слова. И на сцене – буквально фейерверк ярких образов.
Тут перескакивают через лужу, выпрыгивают из окна, ездят на мотороллере, едят борщ, выпивают, включают и выключают радио, передающее Чайковского, бегают, кричат, смеются, плачут. И несколько раз перестилают скатерти на столе. Словно пытаясь что-то изменить не только в интерьере, но и в своих головах, душах.
Вот ради этого – чтобы каждый попытался изменить что-то в себе — наверное, и нужно сегодня ставить и смотреть пьесу, которой 60 лет. Неслучайно главный герой Сарафанов пишет, пишет свое произведение «Все люди – братья». И никак не закончит. Он ведь и живет по этому принципу. Значит, и над произведением нужно работать. Пока жив. Считать чужого парня своим сыном. И убеждать себя и окружающих в том, что «вы все мои дети!». А такой принцип может быть актуальным всегда.
Следующие показы «Старшего сына» на Другой сцене «Современника» пройдут 11 и 21 декабря.