Домой Культура и туризм Кто заменит Брюса Уиллиса? Как «Клинер» решил стать «Крепким орешком»

Кто заменит Брюса Уиллиса? Как «Клинер» решил стать «Крепким орешком»

48
0

Есть фильмы, которые памятны даже по короткому описанию. Если робот из будущего хочет убить человека в прошлом — это «Терминатор». Если крутой спецназовец в джунглях сражается с инопланетной тварью — это наверняка «Хищник». Ну а если в ход праздничной вечеринки в высоком небоскребе вмешиваются жестокие террористы, которым дает отпор отставной полицейский — это, разумеется, «Крепкий орешек». Правда, с нынешним обилием ремейком и сиквелов эта классификация периодически ставится под сомнение, но вряд ли даже неискушенный зрители способен спутать с «Крепким орешком» новый боевик «Клинер».

В далеком детстве Джоуи Локк пережидала скандалы родителей, играя в «пол это лава» — лазила по кухонной мебели, чтобы добраться до окна и посмотреть на ярко совещенный город. Затем Джоуи (Дейзи Ридли — Рэй из новейшей трилогии «Звездных войн») отслужила в армии, но на гражданке себя не нашла и устроилась мойщиком окон в небоскребах — работа опасная, но чем-то похожая на детскую игру. На её попечении находится брат, который страдает аутизмом — из-за очередной его выходки Джоуи опаздывает на работу, а чтобы не нарваться на серьезные неприятности, и брата берет с собой.

Поначалу только это омрачает день. Джоуи даже не обращает внимание на высоких гостей, которые собираются в небоскреб на некое торжественное мероприятие, которое организует энергетическая компания. Но в здание проникают экоактивисты под предводительством Маркуса (Клайв Оуэн), цель которых весьма благородна — они берут участников вечеринки в заложники, чтобы те на камеру признали ущерб окружающей среде. Поначалу всё идет, как задумывалось, но один из активистов — Ной (Таз Скайлар) — решает, что для лучшего эффекта всех заложников стоит убить. Правда, он совсем не принял в расчет Джоуи, которая оказалась запертой на платформе снаружи здания на огромной высоте.

Наверное, столь дотошное копирование сюжета «Крепкого орешка» могло бы сделать честь какому-нибудь режиссеру-дебютанту. Но в данном случае всё гораздо хуже — поставил «Клинера» весьма опытный 82-летний новозеландский кинорежиссёр Мартин Кэмпбелл, у которого в фильмографии есть, например, два не самых плохих фильма «бондианы» — «Золотой глаз» с Пирсом Броснаном и «Казино „Рояль“» с Дэниелом Крейгом. Получилось у него, конечно, мастерски, но сам сюжет требовал не пересказа, чего-то большего.

В самом следовании сюжету классического боевика восьмидесятых ничего плохого нет — из фильмов по мотивам «Крепкого орешка» можно составить неплохую фильмотеку. В принципе, даже девушки пытались заменить Уиллиса — например, в боевике 1996 года «Небоскреб» главную героиню сыграла Анна Николь Смит. Но достигнуть славы оригинала от режиссера Джона Мактирнана не удалось никому, даже Дуэйну Джонсону, который снялся в ещё одном «Небоскребе», только в 2018-м. И дело не в экологах, феминистках или аутистах, которых западные кинематографисты сейчас включают, кажется, в каждый первый фильм.

«Крепкий орешек» 1988 года был простым зрелищем. Есть новогодняя вечеринка крупной компании; есть застрявший в здании коп, который приехал помириться с женой, работающей в этой компании; есть террористы, которые решили поживиться крупной суммой, имеющейся в хранилищах здания. Мотивация всех героев понятна и доступна любому зрителю, а сама атмосфера картины вполне подходит для того, чтобы наравне с «Один дома» стать главным новогодним зрелищем в США — на уровне нашей «Иронии судьбы».

В «Клинере» за внешней мишурой эту простоту потеряли напрочь. По большому счету, таким фильмам не нужны разговоры про невнятных и кровожадных экологов и их сложные отношения с собственной совестью. Не нужно и продвижение сильных женщин, и соблюдение прочих требований современных «кодексов Хейса». Нужна героиня — пересмотрите «Рыжую Соню» или «Чужого», там наглядно показано, как это сделать. Ну а Дейзи Ридли ещё в «Звездных войнах» доказала, что не всякая актриса способна стать героем боевика, и её не спасет даже дословное цитирование сцены с Уиллисом-Маклейном и Гансом Грубером в исполнении Алана Рикмана.