Невозможно предсказать, какие фильмы окажутся культовыми, а какие станут лишь строчкой в фильмографии занятых в их создании актеров, режиссеров и сценаристов. В СССР тоже не умели этого предсказывать, но снимали много всякого — в том числе и детского кино. Детские картины регулярно, что называется, «выстреливали» — так, в 1980-м безусловным хитом стали «Приключения Электроника» с братьями Торсуевыми, в 1985-м — «Гостья из будущего» с Алисой в исполнении Наташи Гусевой. А в 1984-м такими хитами с одинаковой вероятностью могли стать сразу два фильма, сюжет которых очень похож, как и набор главных героев. Выстрелили «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», снятые режиссером Владимиром Алениковым. А вот картина с интригующим названием «Магия черная и белая» осталась в тени более успешного конкурента.
Вторая после «Пацанов»
У Валерия Приемыхова было два образования — сначала он окончил актерский факультет Дальневосточного педагогического института искусств, работал в театрах Уссурийска и Фрунзе (сейчас — Бишкек), а потом выучился на сценариста в столичном ВГИКе. И начинал он карьеру именно как сценарист — правда, в негромких проектах вроде кукольного мультфильма «Кошки-мышки». Чуть позже и сниматься начал. Большой успех его ждал как раз как актера — в фильме Динары Асановой «Пацаны» Приемыхов сыграл начальника летнего спортивно-трудового лагеря, который работает с трудными подростками. Премьера «Пацанов» прошла осенью 1983-го, фильм показал себя в прокате очень неплохо (24,9 млн зрителей) — и Приемыхов получил первую порцию славы.
Звездой он, правда, станет чуть позже — в 1987-м, после выхода драмы Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…». Ну а в то время, когда «Пацаны» еще шли в кинотеатрах и лишь начинали свой победный тур по кинофестивалям, на экраны СССР вышла новая работа Приемыхова в качестве сценариста — та самая лента «Магия черная и белая».
О чем этот фильм?
В небольшой по хронометражу фильм (1 час 16 минут) Приемыхов вместил историю перевоспитания двух школьников-оболтусов приезжей отличницей. Сева Кухтин по прозвищу Кухня и Витя Елхов по прозвищу Винт к учебе относятся странно — каждый из них готов ради друга двойку получить, так что успеваемость у них серьезно хромает. Но в их класс приходят двое новеньких — классный руководитель и учитель математики Валентин Дмитриевич (актер театра и кино Александр Леньков), а также девочка из Литвы Эльвира Сабоните. Валентин Дмитриевич быстро понимает причины, по которым Винт и Кухня оказываются в отстающих, но отдает решение этой проблемы на откуп всему классу. Одноклассники решают: двоечники не могут идти в поход, которого Винт с Кухней очень ждут. Но у ребят есть шанс — их могут взять, если те начнут прикладывать усилия в правильном направлении и найдут себе настоящее увлечение. Правда, с увлечениями как-то не складывается, интерес у них вызывают только фокусы, но овладение этим сложным искусством заканчивается в милиции. В общем, мальчишек от большой беды спасает только смекалка. В финале они становятся друзьями с Эльвирой, и все заканчивается хорошо.
Кто это делал?
Поставил фильм Наум Бирман — весьма авторитетный советский режиссер, который больше был известен фильмами в других жанрах. В его фильмографии имелась военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика» с молодым Олегом Далем — и драма про артистов в блокадном Ленинграде «Мы смерти смотрели в лицо» с тем же Далем, уже состоявшимся актером. Были у него и эксперименты с музыкальной комедией — хотя «Трое в лодке, не считая собаки» по роману Джерома К. Джерома сейчас помнят не как работу Бирмана, а как картину, в которой вместе собрались Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Андрей Миронов. Работал Бирман и с детьми — многие советские зрители помнили очень занятный эпизод из его альманаха «Волшебная сила», в котором школьники, пришедшие в кино на «Неуловимых мстителей», начинали стрелять в экран из рогаток и игрушечных пистолетов, чтобы помочь нашим.
В общем, казалось, что все звезды сошлись, и у «Магии…» есть все шансы обойти «Петрова и Васечкина». Но — не сложилось.
Что было дальше?
Нет, с «Магией…» в принципе все было нормально. Этот фильм в Советском Союзе и в повторный прокат выпускали, и по телевидению показывали — поклонники у него были; эта картина и сейчас получает положительные отзывы — пусть и с поправкой на ностальгию. Сама история Приемыхова тоже оказалась очень кстати — он переделал сценарий в повесть, которую в 1989-м напечатали в журнале «Костер». Да и герои никуда не делись — в том же 1989-м вышел фильм «Князь Удача Андреевич» про новые приключения Винта и Кухни, правда, с другим режиссером и другими актерами, только сценарист остался прежним — им снова стал Валерий Приемыхов.
Но в целом того ажиотажа, который сопровождал выход «Электроника», «Гостьи» и тех же Петрова с Васечкиным, вокруг «Магии…» не наблюдалось. Для Ленькова это была одна из многочисленных ролей в детском кино. Он, кстати, и в фильмах про Петрова и Васечкина снимался — играл там дворника-волшебника. В одной из небольших ролей — отца Кухни — можно увидеть начинающего актера из ленинградских театров Виктора Сухорукова, который к тому времени еще не снялся в «Бакенбардах» и двух частях «Брата».
Для юных актеров «Магия…» тоже не сработала. Исполнитель роли Кухни 11-летний Павел Плисов после этой картины снялся лишь раз и больше в кино не работал; по данным портала «Кино-Театр.Ру», Плисов умер в 1998-м — ему было 26 лет. У сыгравшего Винта Антона Граната фильмография чуть побольше — он дебютировал в 1979-м в фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», снимался до 1985-го, и в его послужном списке 8 картин. Он даже окончил ЛГИК (Ленинградский институт культуры) и Высшие режиссерские курсы, но в итоге ушел в бизнес и занимался цветной металлургией и переработкой промышленных отходов. Рита Иванова, сыгравшая литовку Эльвиру, тоже актрисой не стала — спустя 3 года она появилась в картине «При открытых дверях», и на этом ее отношения с кино завершились. Впрочем, ничего удивительного в этом нет — дети-актеры до взрослых ролей доходят редко. И те же «Петров и Васечкин» — необычное исключение из всех возможных правил.