Нередко журналисты, чтобы войти в мир той или иной профессии, вживаются в роль буквально. В итоге получаются материалы под рубрикой «Испытано на себе». На этот раз я решил стать соцработником. А почему бы и нет?!
Коллеги подкинули идею представиться стажером: якобы знакомлюсь с обязанностями, смотрю что да как. Так я и сделал.
Соцработник Алла Бертрам ждала меня во дворе дома Ольги Третьяковой на улице Мазикина.
Заходим в дом. Женщина встречает меня настороженно (понимаю, мошенников развелось немало) и вместе с тем с интересом.
– Здравствуйте, я стажер, пришел вот помочь, – отчитываюсь перед хозяйкой.
– Погода холодная, садить рано. Нужно только грядку вскопать, – предлагает Ольга Алексеевна.
Эх, копать, так копать! Иду с лопатой в огород.
– Павел Кирсанов, – в этот момент представляет меня социальный работник.
– Тот самый? Так вы в газете работаете! Я ваши статьи читаю. Фотографировать пришли? – разоблачает нас пенсионерка.
Понимаю, что вжиться в профессию не получится, но не бросать же лопату. Эх, разбавим интеллектуальный труд физическим. Полезно, говорят.
Социальный работник только радуется. Таких огородных работ у нее каждый день хватает. Копает и копает, копает и копает…
– 25 лет отработала в узле связи электромонтером станционного оборудования. Попала под сокращение. В сорок пять пришлось осваивать новую профессию, – рассказывает между делом Алла Юрьевна. – Что говорить, тяжело здесь, многие не выдерживают и месяца. Работа тебе и женская, и мужская – полы помыть, угля наносить. А социальные работники – все женщины, причем немолодые.
Кстати, до моего «стажерства» Бертрам уже успела похозяйничать у двух своих подопечных.
Ее рабочий день начался в 7:30 на улице Крупской. С утра натаскала угля, помыла полы, мусор вынесла, сходила за продуктами. Размялась как надо. Потом социальный работник завернула на Мазикина: бабушка попросила посадить чеснок.
Алла Юрьевна управилась быстро.
Вместе идем на улицу Матросова. Здесь живет Валентина Наливайко. Бертрам знает пенсионерку уже восемь лет. Знает и предпочтения, пожелания этой пожилой женщины.
– Она у меня хорошая. Когда попрошу – придет, – рассказывает Валентина Ивановна. – Аллочка все умеет: и пол помоет, и в огороде вскопает, все посадит. За лекарствами сходит, газетку вашу принесет. Сегодня вот хотела помидоры садить, да погода подвела.
Помидоров пенсионерка насеяла прилично. А все потому, что привыкла пахать. Валентина Ивановна – труженица тыла: 51 год (!) трудового стажа.
Звоним в домофон многоквартирного дома на улице Маяковского. Участница Великой Отечественной войны Софья Чайка ходит с трудом, дверь открывает не сразу.
Софье Иосифовне – 91 год. Пожилая женщина не сразу понимает, зачем с социальным работником пришел какой-то парень.
– Чего он пришел? Отпусти его, – наставляет она Аллу Юрьевну.
Объясняю цель своего визита. Бабушка многозначительно восклицает.
– Со своими делами управляется хорошо – отзывается о Бертрам ветеран. – Работает давно, меня не обижает. Так и напиши. Пол моет чисто. Иди вон, посмотри!
Действительно, в квартире чисто и опрятно. Такой уход и заботу ветеран войны заслужила. В годы Великой Отечественной Софья Иосифовна четыре года служила медсестрой на санитарном поезде. Однажды неудачно прыгнула с вагона и повредила ноги. Та травма до сих пор аукается.
Женщина награждена орденом Великой Отечественной войны, боевой медалью Жукова.
Наступило время обеда. Обычно в час-два дня Алла Юрьевна перебирается на другую сторону поселка – на маршрутке, если успеет, или на автобусе. Там у нее три улицы: Некрасова, Песочная и Партизанская. И все те же огород, уборка в доме…
Одной из последних Бертрам навещает Анну Репенко. Бабушке, как и другим, нужна помощь социального работника, но больше она любит поговорить.
– Всегда ждет меня, радуется, когда прихожу, – рассказывает о ней «шеф».
по натуре своей Алла Бертрам очень отзывчивая. Искренне рада помочь тем, кто нуждается. признается, правда, что устала. Не удивительно: социальный работник – без трех лет как пенсионерка. Уверен, на заслуженном отдыхе обязательно найдутся люди, которые помогут и ей.