Домой Новости Нефтяные котировки пытаются повысить и в ОПЕК, и в Бразилии. Сильно мешают...

Нефтяные котировки пытаются повысить и в ОПЕК, и в Бразилии. Сильно мешают только теневые флоты

18
0

Нефтяные котировки пытаются повысить и в ОПЕК, и в Бразилии. Сильно мешают только теневые флоты

На грани или уже за гранью?

Только сумасшедшие станут утверждать, что экспорт сырья, прежде всего нефтегазового, низкорентабелен. Да, это не наркотики, не оружие и не канцтовары или вредные детские сладости, но зато здесь всё, при желании, можно перевести на рельсы легальности.Если бы не одно «но» – всех устраивает, когда регулирование рынка осуществляется только с целью поддержания котировок, приемлемых, опять же, практически для всех. Свои сливки при таком раскладе снимают слишком многие, вплоть до пиратов где-нибудь поблизости от Персидского залива.

Острое политическое и военное противостояние, которое до последнего времени нарастало практически повсюду, почти гарантировало стабильно высокие цены на топливо. Несмотря на то, что главным выгодополучателем всемирной турбулентности был Вашингтон, она же помогала и продолжает помогать в противостоянии санкциям России, Ирану, Венесуэле и даже Северной Корее.

Смена военного вектора на мирный, которая уже наметилась на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, вполне возможна и на Украине. И вкупе всё это может обвалить спрос на нефть. Не потому ли в ОПЕК всерьёз заговорили о необходимости если не пересмотреть известные плюсовые соглашения, то хотя бы попытаться распространить их как можно шире.В своё время, напомним, от них не стали дистанцироваться США, затем на членство в нефтяном картеле подала заявку Бразилия. Бразилия плюс. Нефтяное пополнение… В том, что присоединение не состоялось, свою роль, конечно, сыграли политические перемены в стране, но нельзя игнорировать и вклад в это бразильского нефтяного лобби.

По-нашему, по-бразильски

Без ОПЕК Бразилия нарастила добычу нефти до 3,4 млн баррелей в сутки, пользуясь, безусловно, беспрецедентным давлением США на Венесуэлу, а также потерями, которые из-за санкций так или иначе понесли Россия и Иран.Покупателей из Индии и Китая, перекупщиков из арабских стран ничуть не волнует происхождение нефти и как те, кто её получит в конце концов, будут раскидывать её по НПЗ разного профиля.

Нефтяные котировки пытаются повысить и в ОПЕК, и в Бразилии. Сильно мешают только теневые флоты

Доля Бразилии в мировых поставках чёрного золота в отдельные моменты достигала 3 процентов – больше только у России, Саудовской Аравии и Ирака. Совсем недавно у Бразилии было место в середине второго десятка стран-экспортёров.

Однако в 2024 году по бразильскому нефтегазовому сектору ударили сразу несколько факторов, начиная с незапланированных простоев на скважинах, которые явно не были рассчитаны на длительную работу по полной. К этому прибавились трудно объяснимые задержки с лицензированием.

В начале 2024 года эксперты и Международного энергетического агентства, и независимых Rystad Energy и Wood Mackenzie рассчитывали на продолжение роста добычи нефти в Бразилии. Расчёты оправдались не то что не в полном объеме, а примерно на четверть и даже треть.Дело дошло до отставки главы национального регулятора ANP, хотя и только в декабре 2024 г. Однако сильным ростом цен всё это не отозвалось, поскольку свято место, как известно, пусто не бывает.Кто тут же подменил бразильцев, объяснять нет никакой необходимости. Но за ситуацией с бразильским нефтегазом отраслевыми экспертами ведётся очень скрупулёзное наблюдение.

Где Ваши плюсы, ОПЕК?

Неоднократно звучали заявления о том, что ОПЕК+ сможет в любое время увеличить добычу, сохраняя возможности для того, чтобы при необходимости провести заново балансировку мирового рынка. Но звучали-то они вполне регулярно, однако мало кем были услышаны.И только снижение градуса сразу нескольких конфликтов дало понять – спрос слишком сильно и быстро не вырастет, как минимум в ближайшие месяц-два. На таком фоне, как и можно было ожидать, обострилась конкуренция теневых флотов.

И дело даже не в регулярных казусах, простоях, даже катастрофах, самая большая проблема – нарастающий дефицит сколько-нибудь дееспособных нефтеналивных танкеров. Почему-то самой сложной эксперты считают положение дел у продавцов иранской нефти.

По этому поводу из Тегерана опровергли заявления иностранных СМИ о приостановке движения иранских нефтяных танкеров. Представитель МИД Ирана Исмаил Багаи заявил, что нет «никаких оснований для каких-либо действий против свободной торговли или торговых судов любой страны в международных водах».

И. Багаи ответил и на вопрос о переговорах с Соединёнными Штатами, отметив, что:

«Переговоры в условиях или подходы, основанные на принуждении и давлении, по сути, бессмысленны… Иран никогда не закрывал двери для подлинных и надлежащих переговоров».

Нефтяные котировки пытаются повысить и в ОПЕК, и в Бразилии. Сильно мешают только теневые флоты

Танкер меняет курс

Иран уже, по ряду косвенных признаков, столкнулся со сложностями при экспорте нефти, так как конкуренция с Россией и Венесуэлой за нефтеналивные танкеры, готовые с высокой степенью рисков перевозить санкционную нефть, стала сегодня намного острее.

Мировой торговле на данный момент совсем недалеко до полной монополии транснациональных корпораций, когда необоснованные тарифы, санкции и эмбарго становятся инструментами беззастенчивого протекционизма. Однако, как известно из той же либеральной экономической теории, монополия – это всегда путь в тупик.Пока сложно определиться, сколько теневых танкеров на сегодня перевозят российскую нефть, но об иранской известно, что в 2024 году её транспортировали не менее 150 танкеров. Из них почти две трети были под санкциями OFAC — Управления по контролю за иностранными активами американского Минфина.

В отраслевых источниках указывается, что Венесуэла и Россия продолжают повышать ставки фрахта, тем самым тесня иранский флот, но и попадая под всё более жёсткие санкции США. Однако иранский уже снизился с 1,76 млн баррелей в сутки в ноябре 2024 г. до 1,5 млн баррелей в феврале 2025 г.Парадокс в том, что, если бы США снизили санкционное давление на Россию и Венесуэлу, это высвободило бы весьма значительное число танкеров для перевозки нефти из Ирана. А в выигрыше при всех раскладах отнюдь не американцы, а Китай и Индия.

  • Виктор Малышев, Алексей Подымов
  • ridus.ru, hodmysley.ru, haqqin.az