В Москве после реставрации возобновила работу Мемориальная квартира Пушкина на Арбате. Теперь любой человек может перенестись в 1831 год и увидеть, как жил великий поэт после венчания с Натальей Гончаровой. Одним из первых обновлённые интерьеры посетил корреспондент aif.ru.
Взгляд в историю
На Арбате Пушкин не только останавливался, но и жил в 1831 году. Здесь прошли первые три месяца его семейной жизни.
Реставрация мемориальной квартиры началась осенью 2023 года. Чтобы проделать работу к 225-летию великого поэта, сотрудникам музея пришлось изучить, как жили дворянские семьи того времени, прочитать огромное количество воспоминаний и архивов.
«Главное, что теперь Пушкин представлен человеком. У нас в первую очередь показано его семейное счастье. Мы можем увидеть предметы обихода, которые помогают представить, как жили Пушкины», — объясняет заместитель директора по научно-просветительской работе Мемориальной квартиры А.С. Пушкина Елена Потемина.
По ее словам, переехав в дом на Арбате, поэт вынужден был заняться бытовыми вопросами. Семейные хлопоты отнимали у него много сил и времени.
«Не стихи на уме теперь», — говорит Пушкин другу 19 февраля 1831 года.
«Сейчас трудно утверждать точно, но возможно, что к некоторым предметам, что представлены у нас в музее, поэт прикасался лично, — продолжает Потемина. — Хочу напомнить, что он родился в Москве, крестился в Москве, венчался в Москве и был москвичом».
Машина времени
На первом этаже можно познакомиться с макетом улицы и усадьбы 19 века, где располагался мемориальный дом. Интерактивные технологии позволяют посмотреть, что происходило на этой улице столицы в прошлые века.
«По архивным документам удалось восстановить часть Арбата, — говорит заведующая филиалом ГМП „Мемориальная квартира А. С. Пушкина на Арбате квартира А. С. Пушкина на Арбате“ Елена Шустова. — Улица такая, какой она была, когда на ней жил Пушкин, видно, где жили его слуги, есть пристройки, амбар и прачечная».
Этот вид Москвы позволяет лучше понять и прочувствовать время, где жил поэт, увидеть Москву его глазами. Кстати, в этом же доме проходил мальчишник Пушкина перед свадьбой. Пока друзья веселились и пили шампанское, поэт читал стихи «Прощание с молодостью».
«Хотя он два года добивался руки Натальи Гончаровой, видимо, все же сложно было расстаться с холостяцкой жизнью, — продолжает Шустова. — Еще у нас представлена гостиная, где собирались многочисленные члены семьи, читали стихи, слушали музыку».
Пушкин и Гончарова должны были прожить на Арбате полгода, но три месяца спустя уехали из Москвы. Причину такого решения поймут многие: Пушкин устал от собственной тещи, которая учила дочь, Наталью Николаевну, как нужно жить!
«Сначала супруги отправились в Санкт-Петербург, а затем в Царское Село», — говорит Шустова.
Копались в прошлом
Генеральный директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев рассказывает, как историки находили экспонаты для квартиры. В прямом смысле они рыскали по магазинам, договаривались с коллекционерами, антикварами. Например, сотрудники десять лет гонялись за портретом близкой подруги Натальи Гончаровой княгини Долгорукой. И коллекционер согласился уступить его музею.
«Квартира мало чем отличается от других того времени. Была зала или гостиная, обязательна столовая, мужская половина, рядом с ним — бильярдные, курительные. Ну и, конечно, пространство супруги — будуар», — рассказывает Богатырев.
За короткое время удалось пополнить коллекцию антикварных вещей. В прошлые годы экспонировалось 950 предметов, сейчас — 1340. Многие вещи находились сами собой. К примеру, совершенно случайно удалось собрать 21 стул гарнитура в пушкинскую гостиную.
В своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин тоже рассказал об открытии после реставрации пушкинской квартиры:
«В обновленном музее первый этаж знакомит посетителей с периодом жизни Пушкина, связанным с его пребыванием в арбатской квартире. А второй этаж — мемориальное пространство дома, где проходили главное события жизни поэта в то время. При реставрации были созданы исторические интерьеры квартиры, где жила молодая семья: габариты и расположение комнат, лестниц, печей, старинный паркет».
Проект был воплощен в жизнь при поддержке Департамента культуры и Департамента культурного наследия Москвы.