Домой Культура и туризм Рудольф-Родион, бросивший Катерину. Как Юрий Васильев славы не дождался

Рудольф-Родион, бросивший Катерину. Как Юрий Васильев славы не дождался

77
0

12 октября 1939 года родился Юрий Васильев — советский актер театра и кино, который мог прославиться дважды, сыграл у Меньшова в ленте «Москва слезам не верит» отрицательного героя и стал Народным артистом за несколько месяцев до смерти.

Когда Владимир Меньшов собирал актерскую команду для своего фильма «Москва слезам не верит», у него возникли вполне понятные трудности. В этот проект вообще мало кто верил — простенькая мелодрама про трех подруг, которые в 1950-е приехали покорять Москву, не внушала доверия. От главной роли Катерины отказались сразу три звезды того времени — Ирина Купченко, Маргарита Терехова и Анастасия Вертинская. Не согласилась играть в картине и Галина Польских, которой Меньшов предлагал роль Тоси. Даже Алексей Баталов поначалу отказался от роли Гоши («Он же Гога, он же Жора») — просто не счёл сценарий интересным. Результат всех этих отказов известен — 85 млн зрителей в советском прокате, «Оскар» в иностранной номинации, популярность для всех актеров, которые были задействованы в картине. И ненависть женской части аудитории, направленная на персонажа, сыгранного Юрием Васильевым.

«Ниже уровня “Журналиста”»

У Юрия Васильева была вполне стандартная и почти ничем не примечательная биография советского актера. Он родился в Москве 12 октября 1939 года в семье, далекой от искусства, а на его выбор профессии повлияло случайное знакомство — соседнюю дачу одно время снимал актер Вахтанговского театра и режиссер Николай Плотников, который и познакомил мальчика с новым для него миром искусства. После школы Васильев с первого раза поступил в ГИТИС и, получив диплом, стал актером труппы Малого театра. К тому времени он уже и в кино успел сыграть несколько ролей, и женой обзавестись, ею стала Нелли Корниенко, тогда студентка Щепкинского училища, с которой Васильев познакомился случайно, но затем судьба их свела вместе на съемках картины «Ловцы губок». Они поженились, её тоже взяли в Малый, и всё шло по накатанной колее — небольшие роли, потом роли побольше… Но главная роль в карьере Васильева случилась ровно одна, да и та — в кино.

В середине 1960-х маститый Сергей Герасимов задумал фильм «Журналист». Обычно он снимал в проектах своих учеников, но в этом случае сделал исключение. Роль журналиста Алябьева досталась Васильеву, его партнершей стала Польских, уже прославившаяся после «Дикой собаки динго» и «Я шагаю по Москве». Съемки шли не только в СССР, но и за границей, актеры съездили во Францию и США, а картина получила неплохой прием на родине — её посмотрели 27 млн зрителей. Конечно, до показателей лидеров того года — «Кавказской пленницы», «Свадьбы в Малиновке» или «Неуловимых мстителей» «Журналисту» было далеко. Но этот фильм получил Большой приз Московского международного кинофестиваля (вместе с «Отцом» Иштвана Сабо) и победил в итоговом опросе читателей журнала «Советский экран». Васильева начали узнавать на улице, просить автографы — и это странным образом остановило его кинокарьеру. Коллега актера по Малому театру Борис Клюев вспоминал, что тот просто не хотел принимать новые предложения и повторял, как мантру: «Я не могу опуститься ниже уровня “Журналиста”».

«Ничего не будет — ни кино, ни театра»

Васильев и не опустился — оказалось, роль в «Журналисте» просто не с чем сравнивать. За последующие годы его фильмография пополнялась лишь фильмами-спектаклями Малого театра и парой не слишком громких проектов, в которых актер играл далеко не главные роли. И только в конце 1970-х на него вышел Меньшов, собиравший актеров для своей «непритязательной мелодрамы». Сложности возникли и с ролью Рудольфа-Родиона Рачкова, оператора с телевидения, который был тем ещё фанатом своей работы («Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение»), но по наущению мамы бросил молодую беременную Катерину, хотя и попытался наладить отношения, когда она стала директором завода.

В этой роли Меньшов видел совсем других актеров. Но у Олега Видова был тяжелый период в личной жизни, и ему было не до работы в кино, а Лев Прыгунов и Евгений Жариков отказались играть отрицательного персонажа. Тогда-то среди кандидатов и появился Васильев — актер вторых ролей в Малом театре и звезда фильма десятилетней давности. Он согласился и сыграл своего героя так, что зрители буквально проклинали Рачкова. Правда, к самому Васильеву это уже не относилось — судьба дала ему второй шанс, вот только оказалось, что этот шанс надо было использовать чуть раньше.

«К этой роли его даже близко не подпускали»

Судя по всему, Юрию Васильеву ещё после «Журналиста» стоило определиться со своей актерской фактурой — играть и дальше положительных героев или же поменять имидж на обаятельного мерзавца. Сейчас, разумеется, невозможно сказать, какой была бы его карьера во втором случае, но точно известно, что выбор первого варианта не принес ему ничего — известность, полученная после успеха «Журналиста», быстро сошла на нет, а в Малом театре блистали совсем другие актеры, и Васильеву остались лишь роли второго плана. Его супруга вспоминала, как он мечтал о роль Гаева в пьесе «Вишневый сад», переписывал её от руки, работал над ней в тайне, но она же добавляла, что «к этой роли его даже близко не подпускали».

Ну а после «Москвы…» что-то менять уже было поздно. К тому же Васильев и сам не кичился своими достижениями. Режиссер Владимир Бейлис, который в те годы работал в Малом, вспоминал: «Не было в нем звездности, не было в нем такого, что он с высоко поднятой головой ходил по театру, всем своим видом показывая, что снялся в фильме, который получил «Оскар». Впрочем, возможно, Васильев понимал, что «звездности» в нем действительно не было. Ролей, кстати, после фильма Меньшова у него стало больше. Но ненамного. «Коней на переправе не меняют», «Мы из джаза», «Валентин и Валентина», уже перестроечные «Шура и Просвирняк» и снятая на сломе эпох криминальная мелодрама «Катька и Шиз», в которой Васильев появился на экране в последний раз. В новое кино он вписываться не стал.

Продолжал играть в театре, выступал с творческими вечерами… В январе 1999-го дождался звания Народного артиста России — заслуженным он стал ещё в 1974-м. И спустя несколько месяцев скоропостижно скончался, ему было всего 60 лет. Переутомился за день, когда проходил техосмотр, вернулся домой, и сердце не выдержало. С Юрием Васильевым попрощались в Малом театре, а похоронили в семейной могиле на Донском кладбище, рядом с родителями.

Жена пережила его на 20 лет. Нелли Корниенко умерла в мае 2019-го, на 81-м году жизни.