Вернувшись на родину, В.П.Шевелев поразил всю округу – полный Георгиевский кавалер, офицер. в сибирской глубинке бурные революционные события воспринимались как байки солдата, его смелые речи расценивались как крамола. Но вскоре были найдены единомышленники, постепенно сформировался круг доверенных людей.
7 февраля 1918 года под руководством В.П.Шевелёва было свергнуто Титовское волостное правление и учреждена власть Совета крестьянских депутатов. Первым председателем Титовского волостного Совета крестьянских депутатов был избран Василий Павлович Шевелёв.
В состав первого Совета депутатов вошли его единомышленники из разных сёл Титов-ской волости и села Титово: Акулов, Дрантусов, Захаров, Каркач, Бортников (в некоторых документах написано Боротников). В новое волостное правление вошли в качестве специалистов Абрам Петрович Нестеров, Дрантусов, Каркач, спекулянт Бортников (так написано в воспоминаниях В.П.Шевелёва). Секретарём волостного правления был назначен Березин, помощником секретаря стал Владимир Шилин. Вот эти активисты и занялись проведением в жизнь идей большевиков.
При полном отсутствии каких-либо директив сверху приступили к национализации земли. Невзирая на яростное сопротивление кулачества развернули изъятие излишков хлеба для голодающих районов страны. Во время изъятия излишков у кулаков села Шипицыно на В.П.Шевелёва было совершено покушение. Лишь его отчаянная смелость и решительность позволили избежать печального конца. После этого случая активисты Титовского волостного правления вооружились.
В начале мая, когда большая часть активистов Титовского Совета крестьянских депутатов изымала излишки хлеба у кулаков деревни Усть-Тарсьма, в Титове был подстроен пожар, в ходе тушения которого планировалось уничтожить В.П.Шевелёва. Однако благодаря вовремя полученному сообщению о готовящемся покушении его попытку удалось сорвать.
Покушение на первого руководителя Совета крестьянских депутатов было предотвращено, но кулаки, пользуясь возбуждением толпы, сумели захватить здание Титовского волостного правления и объявили себя единственной правомочной властью. было решено немедленно провести в Шипицыне съезд крестьянских депутатов Титовской волости.
Оповещали крестьян соседних деревень о предстоящем съезде ночью. Уже на следующий день съезд принял решение с оружием в руках встать на защиту народной власти. В тот же день активисты при поддержке многих депутатов съезда крестьян разогнали в Титове собравшийся там съезд кулаков. После этого по решению исполкома Щегловского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов в село был направлен отряд красноармейцев и рабочих из 19 человек.
В ночь с 24 на 25 мая 1918 года на всём протяжении Транссибирской железной дороги произошел белочешский мятеж. В Мариинске, Анжерке, Тайге, Топках власть Советов была свергнута, а против её сторонников развёрнут жесткий террор. В Омске адмирал Колчак собрал войско для окончательного разгрома Советов в Сибири. В этих условиях власть в Титовском волостном правлении вновь была захвачена кулаками. Лидерами стали кулаки окрестных сёл: Трофимов, Осип Сизёв, Некрасов, Бородулин.
Первым делом кулацкое волостное собрание решило разоружить активистов и руководителей Совета крестьянских депутатов. В.П.Шевелёв и его единомышленники не подчинились и решили уйти в сёла Коуракской волости Новониколаевского уезда, чтобы организовать партизанский отряд. 2 августа на заимке Вагановской, в доме местного жителя Порфирия Казанцева, принято решение о создании партизанского отряда. Уже на следующий день в Журавлёве состоялась встреча В.П.Шевелёва с местными жителями. идея создания партизанского отряда нашла у журавлевцев горячую поддержку.
3 августа 1918 года считается днём создания партизанского отряда «ЖГВ», названного так по первым буквам названий сёл, крестьяне которых решили объединиться для борьбы за власть Советов (Журавлёво, Гутово, Ваганово). В местечко Шабаниха, что в 20 километрах от Журавлёва, отправилась группа строителей для оборудования базы. Первыми партизанами стали И.П.Новосёлов, Корнил Хмелёв, К.Прокопьев, А.Дроздов, Фира и Гриша Ломтевы.
Пока строители возводили казарму, склад для продовольствия, конюшню, В.П.Шевелёв занимался налаживанием связи и разведки. На фоне проводимых колчаковцами репрессий против активистов советов отряд постоянно пополнялся крестьянами окрестных сёл – пришли жители села Гутово отец и сын Букреевы, Сухобоков, журавлёвцы С.И.Попов, И.А.Мошков, И.И.Гришин, С.И.Прошкин, М.М.Орешкин.
Налаживалось продовольственное обеспечение отряда. На первых порах остро стоял вопрос снабжения оружием и боеприпасами. в отряд в основном поступали охотничьи ружья. Житель деревни Шипицыно Алексей Кондратьевич Синяков передал в отряд шашку, наган с патронами и гранату. Житель села Корнилово Пётр Андреевич Михалёв пригнал в отряд 10 лошадей, сдал партизанам несколько винтовок, наганов, ручной пулемёт, которые выкрал у колчаковцев.
Томский губернский комитет РСДРП направил в отряд комиссара Н.А.Уйманова, историка М.М.Москвина и врача Г.И.Орловского.
В селе Брюханове колчаковцы тем временем создали своего рода карательный штаб, где пытали попавших в их руки сторонников власти Советов. В устроенной там тюрьме содержали более двадцати человек. Поздней осенью 1918 года в Брюханове были расстреляны И.И.Гришин, Д.Ю.Реутов, И.А.Мошков, С.И.Попов, П.К.Будаев.
В создавшейся ситуации партизаны не могли оставаться в стороне. Отряд «ЖГВ» перешел к активным боевым действиям.
Одной из первых была проведена операция в Шипицыне, где собрались около тридцати колчаковцев. Они пороли крестьян за любую провинность, издевались над женой В.П.Шевелёва.
Удачно проведённая атака на Шипицыно вдохновила партизан, и вскоре они провели рейд в Доронино, где на квартире кулака Гутова изъяли крупный арсенал оружия.
После полученного известия о расстреле единомышленников в Брюханове отряд «ЖГВ» совершил дерзкий налет на кишащее колчаковцами село, освободили из тюрьмы всех арестованных. Два колчаковских офицера попали в плен к партизанам, а отряд практически без потерь вернулся на базу.
Вскоре разведка донесла, что кольчугинский подпольный комитет партии большевиков готовит восстание. командование отряда приняло решение о вы-ступлении отряда в направлении города Кольчугино, чтобы оказать помощь восставшим рабочим. К тому моменту в отряде было около шестидесяти бойцов.
Первый бой партизан произошел на окраине деревни Пьяново. Местные кулаки под руководством кулака Трофимова пытались из засады атаковать партизанский отряд. Кулаки, наспех занявшие позицию в берёзовом околке, были замечены разведкой отряда. Первый же дружный залп партизан обратил в бегство кулачью рать.
В деревне Звонково партизаны стремительной атакой разо-гнали колчаковских милиционеров, а семь винтовок, брошенных ими, достались в качестве трофеев. В селе Иваново-Перевоз местный портной Семён Селиванов, вступивший в отряд, сшил красное знамя с надписью «Смерть буржуазии! Да здравствуют Советы!». В этом селе отряд увеличился двадцатью добровольцами.
Чтобы пополнить отряд живой силой и боеприпасами, решили захватить Крапивино. Захват провели молниеносно. Продолжая двигаться в направлении Кольчугина, отряд постоянно сталкивался с разъездами и конной разведкой колчаковцев.
Около села Банного поступили сведения о жестоком подавлении колчаковцами восстания рабочих Кольчугинского рудника, о проводимых в городе массовых порках сочувствующего населения, о расстреле арестованных большевиков и восставших рабочих. также сообщалось, что уцелевшие члены подпольного комитета партии большевиков бежали из города в направлении Караканской волости. Было принято решение направить туда отряд конной разведки для соединения с остатками подпольного комитета большевиков. Встреча отряда с уцелевшими рабочими и подпольщиками состоялась в селе Каракан, отряд вырос до восьмидесяти боеспособных бойцов. Командование сводным отрядом было поручено В.П.Шевелёву.
На совещании командиров приняли решение об отправке на базу отряда всех раненых под командованием комиссара Н.А.Уйманова.
Партизаны же направились в деревню Трёшино, где, по сведениям разведки, стоял крупный гарнизон колчаковцев. сторонники идей Колчака покинули село, лишь прознав о приближении партизан. Правда, неподалёку от села Аил крупный отряд колчаковцев пытался окружить отряд, но встретил достойное сопротивление партизан. Колчаковцы бежали с поля боя, бросив раненых и оружие.
Продолжение следует