Домой Культура и туризм Вехи истории. В ГИМ откроется выставка «Новодевичий монастырь»

Вехи истории. В ГИМ откроется выставка «Новодевичий монастырь»

58
0

В Историческом музее открывается выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории». У посетителей будет редчайшая возможность впервые за долгое время увидеть подлинные вкладные памятники XVI–XVII вв., памятники лицевого шитья и церковного искусства.

С 14 августа в Государственном историческом музее откроется выставка «Новодевичий монастырь. Вехи истории», приуроченная к 500-летнему юбилею основания древней православной обители.

Монастырь — очевидец многих событий русской истории

Новодевичий монастырь — один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы, был основан великим князем Василием III в 1524 году и на протяжении нескольких столетий выступал в роли хранителя православной духовной культуры.

Возникновение обители связано с крупной военной и дипломатической победой России. В затяжном конфликте с Польско-Литовским государством за старинный русский город Смоленск великий князь Василий III предпринял три военных похода, но лишь в 1514 году Смоленск был взят русскими войсками. Спустя десять лет во исполнение обета в случае военного успеха и присоединения к Московскому княжеству Смоленска, в излучине Москвы-реки был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь.

Монастырь стал очевидцем многих событий русской истории. Построенный вблизи Смоленской дороги и трех старинных переправ через броды Москвы-реки, монастырь принимал на себя удары крымских татар, был свидетелем Смуты в начале XVII века, когда монастырь неоднократно переходил из рук в руки, а в 1612 году, при освобождении столицы от польских интервентов, под его стенами произошло одно из крупнейших сражений того времени. Новодевичий монастырь был свидетелем заката династии Рюриковичей и воцарения Бориса Годунова, стал любимым местом богомолья правителей династии Романовых и приютом царственным особам во время борьбы за власть в последней четверти XVII в. Стены обители помнят политические заговоры и семейные драмы, придворные интриги и народные волнения, царственных инокинь, опричников и казни мятежных стрельцов.

Подлинные вкладные памятники XVI–XVII вв.

Многие исторические события нашли свое отражение в экспозиции выставки. У посетителей будет редчайшая возможность впервые за долгое время увидеть подлинные вкладные памятники XVI–XVII вв., сохранившие мемориальный характер связи с историческими персоналиями: вкладные памятники царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, царевны Софьи Алексеевны; а также портреты исторических государственных и церковных деятелей разных эпох в истории России, произведения художественных мастерских Новодевичьего монастыря, включающие выдающиеся памятники лицевого шитья XVI–XIX вв.; памятники русского церковного искусства.

«Организация в Историческом музее выставки, посвященной 500-летию основания Новодевичьего монастыря, неслучайна. В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли, на его территории организовали музей, ставший в 1934 году филиалом Государственного исторического музея. Именно статус музея помог сохранить многие святыни монастыря и сам шедевр православного зодчества. В 2010 году монастырь был передан Русской Православной церкви, но связь Исторического музея и древней обители не прервалась, а напротив — вышла на новый уровень соработничества. Сейчас ведется строительство экспозиционно-выставочного центра, где будут представлены уникальные коллекции Исторического музея, отражающие историю русского православия. Новый музей станет своеобразным предисловием к знакомству с ансамблем монастыря», — отметил генеральный директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Пространство выставки будет наполнено интерактивными технологиями: проекциями, интерактивными картами, аудиоинсталляциями, которые создадут эффект погружения во многовековую историю монастыря.

При поддержке благотворительного фонда «Транссоюз» и компании ОМК специально к выставке были отреставрированы уникальные иконы и предметы церковного облачения, которые впервые будут представлены широкой публике.