Как-то на занятии журналистикой мы задались вопросом, почему у одних учеников сумки с учебниками тяжеленные, а у других намного легче. Какими же они вообще должны быть?
Исследовать эту проблему поручили мне. Начала я с того, что в школе и дома взвесила сумки разных учащихся. У брата Артёма, первоклассника, на три урока вес порт-феля составил 1 кг600 г. У пятиклассницы Варвары Дятловой в тот же день в портфеле на шесть уроков находилось 14 учеб-ников и пособий, и портфель весил 3 кг700 г. У пятиклассницы Лены Ермоленко при тех же шести уроках было 12 учебников и пособий, а портфель весил 3 кг600 г.
Всех их превзошла ученица 11-го класса Катя Моисеева: у неё на семь уроков в этот день было припасено 16 учебников, пособий, тетрадей весом 4 кг100 г!
Вес самого портфеля входил в общий вес, но он небольшой: портфели лёгкие, не тяжелее обычного учебника.
Позже я сделала ещё несколько взвешиваний. Результаты были близки к тем, что даны выше.
Со своими данными вместе с руководителем объединения мы отправилась к Татьяне Сергеевне Пантелеевой, ведущему специалисту-эксперту Территориального отдела Роспотребнадзора в Крапивинском и Промышленновском районах. Татьяна Сергеевна любезно ответила на все мои вопросы о санитарных нормах: какой должен быть объём домашнего задания, вес портфеля учеников разных классов и другие. Оказалось, что вся школьная жизнь отражена в правилах и нормах. Главная их цель – сохранить здоровье учащихся.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей по санитарным нормам не должен превышать: для учащихся первых-вторых классов – 1,5 килограмма, третьих-четвертых классов – двух килограммов, пятых-шестых классов – 2,5 килограмма, седьмых-восьмых классов – 3,5 килограмма, девятых-одиннадцатых классов – четырех килограммов. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся санитарные нормы и правила рекомендуют для начальных классов иметь два комплекта учебников – в школе и дома.
Какой же вывод? Все взвешенные портфели, в том числе и мой, были более или менее тяжелее нормы. Мне кажется, в наших силах только одно: когда собираем портфели, задуматься, может, что-то лишнее не надо брать с собой, а сменку выбирать лёгкую и компактную?
Лиза КОСТИЦЫНА, 5 «В» класс
школы №56.
За счастьем – в Каменку!
Недавно я расспросил старожилов нашей деревни Каменки об её истории. на мои вопросы отвечали Валентина Ивановна Борисова и Зоя Ивановна Супруненко.
– Скажите, пожалуйста, почему Каменку называют так?
– В окрестностях деревни много природного камня. За деревней ты, наверное, видел прямо-таки небольшие горы, в которых слоями лежит этот самый камень. Им же выстлана долина речушки, вдоль которой когда-то селились люди. Сначала деревню называли Камешки, да и сейчас иногда так говорят.
– Давно здесь поселились первые жители?
– Говорят, заселение началось с 1909 года. Нас, конечно, тогда здесь не было. Ехали сюда выходцы из Украины, называли они себя хохлами.
– Зачем они ехали в такую даль?
– Счастье искали, сытую жизнь. Здесь было много свободной земли, трудолюбивый человек даже при суровом климате Сибири мог прокормить большую семью.
– Трудно, наверное, приходилось поначалу…
– По рассказам тех, с кем мы вспоминали те времена, пришлось им несладко. Жилья не было, а лето короткое, надо до зимы успеть что-то построить. Копали землянки. Потом строили хаты-мазанки. Отапливали их кизяками – это сухие «кирпичи» из навоза.
– Школы не было?
– Начальную школу открыли почти сразу, в 1913 году. В числе первых учителей были Софон Иванович Мохонько, Борис Константинович Савченко и Яков Михайлович Гладун. Учиться дети хотели, но не хватало одежды, обуви, поэтому в некоторых семьях дети ходили на занятия по очереди.
– Чем занимались взрослые?
– Техники не было, мужчины пахали землю на быках. Выращивали пшеницу, любимый подсолнечник…
– Жили бедно?
– Не все. Были и зажиточные. До 1975 года на усадьбе Прохора Митина была своя кузница, свои сеялки, веялки, рушилки. Вкруговую – забор из тына. Все постройки под навесом, по-хозяйски сделаны. До колхозов у него было много скота. Всё сдал в колхоз.
– Колхоз имени Ленина?
– Это потом он стал так называться, а поначалу их было несколько. Один из них, организованный в 1931 году, носил имя Тараса Шевченко. А как же! Украина по сей день у многих в памяти и в сердце! В 1957 году после соединения с Солоновкой (там было два колхоза), хозяйство стало именоваться колхозом имени Ленина.
Долгое время единый колхоз возглавлял Григорий Матвеевич Федирко, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина. Умеют работать каменцы!
– Какие люди ещё прославили Каменку?
– Их много. Доярки Валентина Фитц, Валентина Кулагина, Валентина Петроченко, Валентина Малышко, Любовь Крель и другие. Хлеборобы Николай Митин, Иван Сигарёв, Иван Лысак, Виктор Шоленберг, Константин Коос… Можно перечислять и перечислять. Тут что ни дом – передовики производства!
– А школа как менялась?
– Из начальной она стала семилетней, потом девятилетней, а в 80-х годах – средней. Здесь учились будущие врачи, учителя, директора предприятий, главы администраций…
– Говорят, красивую часовню в Каменке тоже построил наш земляк?
– Часовня появилась в 2007 году. Спонсировал строительство Геннадий Иванович Лысак. Его здешние родственники активно участвовали в строительстве. Назвали часовню в честь Иоанна Крестителя. Здесь уже покрестились десятки людей. Регулярно проходят службы. Прихожане молятся за земляков, за лучшую судьбу деревни и всей страны.
– Чего бы вам хотелось для нынешней Каменки?
– Хочется, чтобы молодёжь любила деревню всей душой, помогала её возрождению, процветанию. Все каменцы мечтают о своей средней школе, помнят, какой она была уютной, какие хорошие знания давали. Всё-таки, сколько ни модернизируют сельские школы, а для расцвета сёл возвращаются к средним.
– Спасибо вам, Валентина Ивановна и Зоя Ивановна, за интересную беседу! Будьте здоровы!
Данила КУЗНЕЦОВ, учащийся 5 «В» класса школы №56, д.Каменка.
Зимуют у кормушек
В первом классе Журавлевской школы прошел конкурс «Птичьи столовые».
Конкурс начался с беседы о том, какие птицы у нас зимуют. «Конечно же, это воробьи, – сообщили все дружно. – Они прыгают, подбирают крошки. А также вороны, галки. Смотрят, чем бы поживиться». Кроме них вспомнили и синиц, овсянок, и осторожных сорок.
Поговорив с ребятами, почему птицы зимой перебираются поближе к людям, почему им надо в это время помогать, чем питаются зимующие птицы, мы разобрались и в главном вопросе – что для зимующих птиц страшнее – холод или голод?
Оказывается, зимой птицам страшнее голод. За короткий зимний день они едва успевают его утолить. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают, поэтому им необходимо помогать.
И ребята охотно откликнулись. Целую неделю дети вместе с родителями трудились над кормушками. Из пластиковых бутылок сделали кормушки Динар Таскаев, Виолетта Лященко, Сюзанна Савченко. Творческий подход проявил Влад Сергеев, вместе с папой смастеривший кормушку из веточек.
Красиво оформили свои кормушки из дерева и пластика Дарина Кокодзий, Олеся Торба, Егор Гаврилов, Лера Созыкина, Артем Пронькин. А Никита Тимошенко сделал две кормушки!
Сейчас все птичьи столовые работают, а ребята наблюдают за их посетителями, близко общаясь с живой природой и чувствуя себя ее частью.
Галина ПАНФЕРОВА,
учитель начальных классов
Журавлевской школы.
Готова ходить сюда каждый день!
Моё любимое место в Промышленновском районе – здание Дома детского творчества. Я готова приходить сюда семь раз в неделю!
Летом вокруг здания много красивых клумб, зеленеют деревья, лужайки. Зимой всегда залита горка, с неё целыми днями катается ребятня. Снежные скульптуры, вылеплены с большой выдумкой и старанием. Коллектив Дома детского творчества всё время что-то придумывает, поэтому здесь так интересно.
Я хожу в два объединения: на журналистику и туризм. Каждый раз узнаю что-то новое. С Вячеславом Сергеевичем Гадлевским, руководителем объединения «Тропа» (туризм), я заливала горку. Точнее, заливал он, а я поддерживала шланг и включала воду.
Любовь ЭЙМАН,
5 «В» класс школы №56.