Надежда
Вечер мы провели у костра, и я рассказала детям о своей первой поездке в эту деревню.
Под утро пошел ливневый дождь. Первые коровы, принявшие на себя роль утренних петухов, подъели нашу оставшуюся печеную картошку.
Не выспался никто. После завтрака мы разделились на две группы: одна пошла в деревню собирать информацию, вторая – осталась со мной репетировать и сушить над костром спальные мешки, одеяла, подушки, одежду.
Мало того, что из-за плохой сотовой связи мне приходилось в день по пять-шесть раз залазить на Сергиеву гору, еще и пришлось галопом подниматься в сторону деревни.
Пока разговаривала по телефону, мимо прошли три женщины. Обратиться к ним не успела – звонок важный. А они почему-то остановились и дождались, когда я отключу телефон.
– Скажите, а что такое Российский Союз Молодежи? – увидев надпись на моей футболке, спросили женщины. В двух словах объясняю.
– А можно встречный вопрос? Вы знаете что-нибудь про эту гору? Как она называется? – спрашиваю их.
– Это – место Силы. Только оно немного сдвинулось. Здесь – сгусток Энергии… – рассказала одна из них.
В голове что-то щелкнуло.
– Простите, а Вы случайно не Надежда? – вырвалось у меня.
– Надежда.
– Лет одиннадцать-двенадцать назад я уже ходила за Вами. С другой группой детей, – продолжала я.
Что это – совпадение, карма, случайность? Передо мной стояла та самая Надежда.
– Вы здесь надолго?– уточнила я.
– Часа на два. Мы будем у подножия горы, вы увидите.
Я ликовала. Вот тот, кто расскажет нам все что нужно. Зову по телефону участников нашей экспедиции, а они сами тут как тут. Идут по улице, о чем-то переговариваются.
– Ну, и какие новости? – спрашиваю ребят.
– Да никто ничего не знает. Их спрашиваешь, они только плечами пожимают…
Хорошо, пусть будет так. Объясняю в двух словах, что нам предстоит сделать и с кем мы сейчас пойдем знакомиться.
Собираем детей, идем к горе, где расположились наши знакомые. Они как раз только-только перекусили и милостиво согласились с нами прогуляться. Взобравшись на Сергиеву гору, я вновь услышала историю многолетней давности. Дети слушали, раскрыв рты. Особенно, когда узнали, что наши знакомые – экстрасенсы. Да, да, самые настоящие!
Надежда Маркасян, Наталья Храпова и Татьяна Кольмиллер рассказали нам об этих местах, видениях, невероятных событиях, которые здесь происходят.
Многое можно принять за сверхъестественное и недоступное для простого человеческого сознания. Мы слушали это как сказку. Живую, настоящую. Уходить отсюда не хотелось.
Поблагодарив и попрощавшись, мы разошлись по своим становищам. Девчонки как-то быстро приготовили еду, мы поели и отправились исследовать здешние места. Так как желающих остаться в лагере не нашлось, лагерь остался без присмотра. И это была наша ошибка – в первую очередь моя.
Не успели далеко отойти, как навстречу нам едут на машине глава поселения и местный участ-ковый. Познакомились. Сказали, где находится наш лагерь, куда собираемся идти и с какой целью вообще сюда приехали. На том и разошлись.
Своя красота и история
За свою жизнь мне много пришлось поездить. Чаще всего «дикарем». Всегда беру с собой детей – и своих, и чужих. Учу их не только уметь видеть природу, но и описывать все, что они чувствуют и переживают. Мы все мечтаем побывать за границей, восхищаемся чужими городами и странами, не замечая и не зная, что под носом – своя красота.
Сама я родом из таежной деревушки, но всю жизнь прожила в Промышленной. Для меня их две – Родины, и обе очень люблю. Кто-то мечтает объездить весь мир, а я мечтаю побывать во всех красивых и интересных местах нашего района. И пусть о них узнают все!
Проект «Изучаем край родной» мы придумали с волонтерами лет пять назад. За это время где мы только не бывали и, надеемся, побываем еще.
Прогуляли по округе около полутора часов. Пора было возвращаться, да и тревожно на душе – лагерь находился без присмотра.
Тревога оправдалась. У нас были посетители, которые сделали себе подарки и скрылись. Пришлось звонить участковому и писать заявление. Однако сильно никто не расстроился, так как все были под впечатлением увиденного.
Оставалось одно «но» – почему гора называется Сергиева. Да и историю самого села мы пока так и не узнали.
Завтра с самого утра нас должны забрать, а значит, надо заранее собрать вещи. Кто-то собирал скарб, кто-то занимался приготовлением ужина, я же подбивала собранный материал. Подъехала на машине Надежда Константиновна и вручила нам фотографии, свой журнал с описанием всех чудес, происходящих в этой местности, подарила на память свою книгу «Путешествие во времени, Назад в будущее». Поблагодарили ее еще раз и расстались.
Вдруг подходят ко мне старшины с женщиной.
– Кто вы, откуда? – спрашивают.
На этот вопрос у нас изначально был ответ:
– Экспедиция. Нашли у вас кость от мамонта, решили всего мамонта поискать…
Поняли, что пошутили неудачно, поэтому я честно рассказала, что мы приехали собирать материал о селе. Я уже ни на что не надеялась, как услышала:
– Вот я вам все и расскажу! – сообщила жительница деревни Васьково Зинаида Фоменко.
Вот оно, Чудо! Дальше я только успевала записывать.
Сергиева гора
«…Много лет назад на горе была старая деревня. Ее потом перенесли, но один из жителей, Сергий, наотрез отказывался переезжать. Так и остался здесь жить, а гору прозвали Сергиевой.
Тыхта с тюркского переводится как рыбное место.
После революции зажиточные чалдоны здесь мельницы построили, с тех времен люди даже жернов находили.
А еще здесь до середины ХХ века находили останки и кресты от старого кладбища, кости от захоронений, золотые монеты.
(С официального форума кладоискателей: «Могильник расположен к востоку от деревни Васьково, на восточной оконечности коренного борта приустьевого участка р.Тыхты (правый приток р.Ини). Памятник содержит два кургана, сооруженных на месте поселения эпохи ранней бронзы. Курганы едва заметны на поверхности, о конфигурации можно следить лишь приблизительно. В кургане №1 зафиксировано два детских впускных погребения ирменской культуры.
Захоронение погребенных было совершено в грунтовых ямах, на дне которых располагались деревянные рамы, скорчено на левом боку, головой на юго-запад. В кургане №1 зафиксировано парное погребение – за спиной у мужчины была погребена женщина. Сопроводительный инвентарь – четыре богато орнаментированных сосуда, бронзовые бусины…
В обрыве берега в 1 километре к юго-востоку от села, на правом берегу р.Ини обнаружены керамический материал и кости животных… На территории села, на правом берегу р.Тыхтушки, у впадения ее в р.Иню… раскопано четыре погребения с трупоположениями в грунтовых ямах. Найден инвентарь, состоящий из 54 каменных и костяных орудий, четыре костяные скульптуры и подвесок из зубов животных…)
Раньше здесь был пруд, а за ним – Еланов мыс и озеро Еланово. Елань с тюркского обозначает топь. А там, где сейчас березы растут, находится Плетнев лог и Ероцкий лог. Названия их произошли от фамилий первопоселенцев-дворян. Там стояли их усадьбы. А слово «Иня» обозначает тихую воду. А еще ранее на месте Васькова было море. Здесь даже ракушечник находили. По преданию, кулаки держали много уток. Утки паслись, потом в них находили золото.
А еще здесь (показывает в сторону от Сергиевой горы) до войны, в 30-е г.г., паровозик бегал, камень возил, который здесь же и добывали.
Хорошо люди жили. Кто хотел хорошо жить, тот хорошо работал. Всего здесь хватало. Да и сами чалдонцы – уважительный народ, друг другу плохого не делали. Это потом уже начались и распри, и ссоры, когда поселенцы стали появляться…
Говорят, однажды приехал в эти места дед Василий из Башкирии, переселенец. Ему старики и посоветовали: иди, мол, к старейшинам на поклон, они и посоветуют чего. Взял Василий самогона и пошел к старейшинам. А старейшины сплошь из кулаков состояли. Дали ему двух коров, двух коней, выделили пашню – живи, мол, да радуйся, отдать всегда успеешь. Хорошие кулаки были, добрые! Это только в книгах да в фильмах их плохими представляют. Батраков хоть и держали, да не обижали, вместе с ними работали. Так Василий свое хозяйство и развел.
(Из Википедии: Название села происходит от первых крестьян по фамилии Васьковы, поселившихся на р.Тыхте. Потомки этой фамилии в данный момент не проживают на территории села).
Начались сталинские репрессии. Тридцать здоровых, работящих мужиков увезли в неизвестном направлении. Больше их не видели. Жены с детьми здесь остались. А потом война началась…
(Из Википедии: В октябре-ноябре 1941 года в село Васьково и соседний Падунский поселок были насильственно переселены этнические немцы (позднее название – российские немцы) с Украины (Запорожская область, Куйбышевский район, деревни Розовка (Rosenberg) и Богатовка). Некоторых переселенцев подселили к местным жителям, а другие приютились в вырытых землянках. По окончании Второй мировой войны сюда были пригнаны из Западной Украины некоторые семьи западных украинцев, так называемых «бандеровцев». Улица, на которой они проживали, носит название Украинская).
Я сюда в 1968 году приехала. Муж со свекровью мне все это рассказали. До сих пор все и храню. Когда приезжали в село археологи, исследователи, я им это тоже рассказывала… Очень болею за свое село…»
Впереди – другие истории
Поблагодарив Зинаиду Ивановну, мы вместе со старшиками стали подводить итоги.
Утром нам уже звонили наши волонтеры, которые по разным причинам не смогли поехать с нами. Они тоже переживали, как съездили, собрали ли нужную информацию, как нас приняли селяне, нашли ли вещи? Что ж, несмотря ни на что, материал мы собрали. Впереди – другие селения, другие люди, другие истории…
Материал о деревне Васькове собирали волонтеры местной организации «Данко» СМК РСМ Промышленновского района Елизавета Елисеева, Анна и Ольга Прокудины, Владислав Акаев, Владислав Денисов, Алексей Комендантов, Марина Кременевская, Константин Ткачев, Роман Васькин, Диана Игонина.