Сироты, получившие новые квартиры, могут их лишиться из-за долгов за ЖКУ
В Промышленновском районе, как и в Кузбассе, и в стране в целом, актуально стоит вопрос обеспечения жильем детей-сирот. При активном строительстве и введении в эксплуатацию новых домов положенными квадратными метрами местная власть обеспечивает в первую очередь именно эту категорию населения.
Бесспорно, позитивная тенденция – всё больше детей-сирот получают благоустроенные квартиры. Однако сегодня в Промышленновском районе создался прецедент: администрация подготовила в суд четыре исковых заявления о выселении детей-сирот из квартир.
Что происходит? «Одной рукой жилье дают, а другой отбирают?» – услышав такое, скажет обыватель. Давайте разбираться в ситуации.
В Промышленновском районе с 2005 года 86 сирот получили благоустроенные квартиры. На 1 октября нынешнего года в очереди остаются еще 222 человека в возрасте от 14 до 23 лет, 157 из них достигли совершеннолетия, а значит, имеют право на получение жилья уже сейчас.
– Детям-сиротам ежегодно выделяется порядка 13-15 квартир, – рассказывает заместитель главы района по социальным вопросам Татьяна Мясоедова. – Сейчас в Колычеве под жилой дом для сирот реконструируют здание бывшего детсада. В 2011 году под шестнадцатиквартирный дом было переоборудовано административное здание Бормотовской нефтебазы. В 2012-ом введен в эксплуатацию двадцатиквартирный дом для детей-сирот в Тарасове. Затрачены миллионы бюджетных средств. С какой целью? Привлечь молодежь в село и максимально эффективно использовать средства, направленные на жильё для сирот. Причем выбрали деревню местом жительства люди добровольно, заранее обговаривали варианты трудоустройства…
Сегодня в обоих домах немало тех, кто, получив новенькое, оборудованное электроплитами и титанами жилье, за него попросту не платит. Такая же ситуация и в Промышленной, где проживают сироты.
Скажете, в селе нет работы, нет денег… Соглашусь отчасти. Но эти люди получают практически стопроцентную субсидию на оплату услуг ЖКХ. Только тратят деньги не по назначению: кто пропивает, кто прогуливает, кто просто пускает на приобретение дорогих телефонов, телевизоров и даже автомобилей.
Кочевники
– Заселилась в наш дом гражданка Д., мать троих детей, в отношении двоих которая лишена родительских прав, – рассказывает глава Окуневского сельского поселения Владимир Ежов. – Казалось бы, живи и радуйся. Квартира благоустроенная, не нужно топить печь, воду носить. Субсидия на оплату услуг ЖКХ идет ежемесячно. Устроили ее дояркой, но Д. заявила, что у нее нет резиновых сапог, чтобы работать на ферме. Специалисты сельской администрации купили сапоги, принесли, только работай! Она сходила на утреннюю дойку, а на вечернюю уже не явилась. Очевидно, посчитала, что такая работа не для нее. Бросила благоустроенную квартиру, уехала в Кемерово и скитается по друзьям-подружкам. За квартиру, естественно, не платила, накопив долг в 40 тыс. рублей. В результате, чтобы не оплачивать его, Д. расторгла договор с администрацией района и отказалась от жилья. Квартиру передали следующему очереднику.
Другой пример, из того же Окунева. На счете у бывшего детдомовца Е. накопились положенные ему государством средства. Немного, конечно, но и немало, если тратить с умом. Тем более, в наследство достался дом. Вполне нормальный, крепкий.
– Я предложил ему потратить деньги на ремонт дома, на оформление жилья в собственность, – продолжает глава Окуневского поселения. – Е. отказался. Сказал, что в селе жить не собирается, дом ему не нужен. Уехал в город, промотал деньги и вернулся ни с чем. Дом за это время совсем обветшал. пришлось его продать за сущие копейки под разбор. Что делать? Получил благоустроенное жилье в «сиротском» доме. Но жить в квартире, платить за нее, как и гражданка Д., не стал, предпочел кочевать по друзьям. В итоге, чтобы не оплачивать долг, жилье приватизировал и продал за копейки «предприимчивым» кавказцам.
Доходят до каждого
Из шестнадцати квартир Окуневского дома для сирот только четыре не имеют задолженности по оплате за услуги ЖКХ
Должники не хотят, а, может быть, и не умеют содержать в порядке свои, еще недавно новенькие, благоустроенные квартиры. В некоторых, брошенных хозяевами, украдены электропечи и титаны. Есть квартиры, где оборваны обои, разбиты двери…
– Вот, например, гражданка А., – продолжает Ежов. – Есть муж, дети. Оба работают и вроде зарабатывают неплохие для села деньги. Более того, получают государственную субсидию на оплату услуг ЖКХ. Но за квартиру все равно не платят. В квартире не убрано, нет даже элементарного косметического ремонта. Добрые люди не раз собирали их детям одежду. Но и к вещам они относятся так же безобразно, как к жилью. Стирать не привыкли. Запачкалась одежда – выбросили. Видимо, уверены, что им еще принесут.
– Вообще, у многих из данной категории людей ко всему отношение потребительское. Им все должны и обязаны, – продолжает Ежов. – Когда дом сдавали в эксплуатацию, сель-ская администрация в подарок сделала спортивную площадку с волейбольной сеткой, с футбольными воротами, с турниками. Думаете, спортплощадка жива? Сетку превратили в бельевые веревки, футбольные ворота просто перевернули. Чтобы их совсем не доломали, я отдал ворота в Пьяновский ДК.
С неплательщиками ведется постоянная, ежедневная работа. Главы поселений и специалисты сельских администраций беседуют, уговаривают заплатить, помогают в оформлении субсидий, устраивают на работу, даже покупают на собственные деньги сапоги, как гражданке Д. Но чаще всего субсидии со счетов снимают, но до управляющей компании они не доходят.
– Для контроля за тем, в каком состоянии содержатся квартиры, как оплачиваются услуги ЖКХ, в районе создана жилищно-бытовая комиссия из специалистов управления соцзащиты населения, отдела опеки и попечительства, «СЕЗ», глав городского и сельских поселений, – говорит заместитель главы по социальным вопросам Татьяна Мясоедова. – С каждым неплательщиком работают комиссионно, выясняют причины неуплаты, оказывают помощь. Мобильная бригада выезжает к неплательщикам, работает с каждым из них предметно, адресно.
К большинству должников приходится выезжать чуть ли не еженедельно. специалисты отслеживают, как содержатся квартиры, которые выделены по специализированному найму, то есть находятся в муниципальной собственности, и приватизировать которые можно только через пять лет. Если нет долгов и нарушений.
Однако сегодня ситуация по неоплате услуг ЖКХ зашла так далеко, что руководитель управляющей компании ООО «Сельский дом» Сергей Полозков, обслуживавший «сиротский» дом в Окуневе, долг которому на 17 октября составляет 325691 рубль, отказался от содержания домового хозяйства и обслуживания электроэнергии в нем.
– Правда, тепло и воду мы вынуждены подавать, – поясняет Полозков. – Ведь «перекрыть» квартиры злостных неплательщиков нет технической возможности. А вот вопрос с прочисткой канализации, которую нерадивые жильцы регулярно забивают, они теперь вынуждены решать самостоятельно, за собственные средства. Как и вопрос с вывозом мусора.
Откуда ноги растут
Проблема сиротства – больная и щекотливая тема. Сразу оговорюсь, речь идет о социальных сиротах. С одной стороны, общество само их породило, позволив их родителям спиться, сколоться, попасть за решетку, остаться без работы, без образования и средств к существованию. Позволило рухнуть нравственным идеалам и ценностям, взамен предоставив безнравственность, вседозволенность и соблазн.
С другой стороны, обделенных родительским вниманием и заботой детишек, вынужденных расти в детских домах, государство обеспечило всем необходимым. дети спали на чистых постелях, питались вкусно и разнообразно, выезжали не только в театры и музеи, но и даже за границу.
Все это, безусловно, хорошо: сироты не должны оставаться за бортом и на обочине жизни. Они должны видеть и знать хорошее, чтобы стремиться к нему. Однако, как показывает практика, живя на всем готовом и привыкнув получать все лучшее, не прилагая к этому ни малейших усилий, эти люди в большинстве своем считают, что, даже когда они стали взрослыми, им все обязаны – дать бесплатное благоустроенное жилье, содержать их, их детей. Да много еще чего.
– То, что сейчас наметилась тенденция активнее определять сирот в приемные семьи, к родственникам или на усыновление, – замечательно, – уверена главный специалист отдела опеки и попечительства управления образования администрации Промышленновского района Ольга Курносова. – Ведь именно в семье закладываются все нравственные ценности: трудолюбие, чувство долга, ответственности.
А пока, к сожалению, мы имеем то, что имеем. Строим жилье, даем квартиры тем, кто не только за услуги ЖКХ платить не собирается, но и не желает бережно относиться к своим же (!) квадратным метрам. Это при том, что району сегодня недостает квалифицированных врачей, учителей, специалистов сельского хозяйства, которых можно было бы привлечь, заманить жильем.
Больной вопрос. И пока тяжело решаемый. Закон необходимо выполнять: сирот нужно обеспечивать жильем. С этим никто не спорит. Правда, пока он выполняется только односторонне – властью и государством. Другая же сторона, к великому сожалению, зачастую пользуется лишь своими правами, напрочь забывая об обязанностях
Цифра
512500
рублей должны за оплату услуг ЖКХ своих квартир дети-сироты в Промышленновском районе