Домой Культура и туризм Спорила с Фурцевой, открыла Барышникова. Ушла балерина Наталия Касаткина

Спорила с Фурцевой, открыла Барышникова. Ушла балерина Наталия Касаткина

53
0

На 90-м году жизни скончалась советская и российская балерина, хореограф, народная артистка России Наталия Касаткина. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на помощницу Касаткиной, по словам которой артистка скончалась в ночь на четверг, 14 марта.

Причины и смерти и дата прощания пока не названы.

Наталия Касаткина — это целая эпоха в отечественном балете. Она родилась 7 июня 1934 года; её отец происходил из видного купеческого рода времен Российской империи, а мать Анна Кардашова была детской писательницей. В 19 лет, после окончания Московского хореографического училища, Кастакина была принята в труппу Большого театра, где быстро стала солисткой.

«Ноги задирали с умом»

«Когда я начинала танцевать, звёздами были Марина Тимофеевна Семёнова, Раечка Стручкова. Тогда и вправду неприлично было ноги задирать. А потом, в эпоху Григоровича, появилась эта эстетика красивых вытянутых ног. И в „Кармен-сюите“ в конце 1960-х я уже вовсю ноги драла. Но мы делали это с умом, красиво…» — вспоминала артистка в своем последнем интервью, которое она дала aif.ru.

В Большом театре Касаткина танцевала 23 года — она блистала в балетах «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная», «Кармен-сюита» и многих других. Уже в 1960-е стала и сама работать как балетмейстер — вместе с мужем, хореографом и танцором Большого Владимиром Василёвым они поставили в Большом балеты «Ванина Ванини» и «Героическая поэма» на музыку Николая Каретникова, «Тристан и Изольда» на музыку Pихарда Вагнера, «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха, «Наш двор» на музыку Тихона Хренникова и многие другие.

Они были первыми, кто поставил в Большом балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского. Касаткина вспоминала, что после этой постановки тогдашний министр культуры СССР Екатерина Фурцева 6 лет не давала им работать. Причин для этого было несколько — в первую очередь то, что в «Весне…» отчетливо проглядывала эротика, которая считалась недопустимой в советском балете.

«Там ведь эротические обряды зашифрованы, в «Весне»-то, — делилась Касаткина в интервью aif.ru. — К счастью, на премьеру в Большом театре съехались режиссёры со всего мира. Потом к нам подходил директор ГАБТ Михаил Чулаки со словами: «Екатерина Алексеевна не велела вам рассказывать, что говорили про вас эти режиссёры, а то вы зазнаетесь».

С Фурцевой они сталкивались не раз. Как позже вспоминала Касаткина в интервью «Вечерней Москве», во время их гастролей в США с балетом «Весна священная» им удалось договориться с самим Стравинским о том, чтобы именно он встал за дирижерский пульт во время спектакля. Но тут снова вмешалась Фурцева: «Нечего эмигранту примазываться к успеху советского балета!»

«Миша весь был яркий»

Касаткина и Василёв, по сути, открыли миру звезду Михаила Барышникова. Он танцевал Адама в поставленном ими в Кировском театре (сейчас — Мариинка) спектакле «Сотворение мира», но вскоре остался на Западе, став «невозвращенцем». Впрочем, создателей спектакля этот побег впрямую не коснулся — хотя «Сотворение…» требовали запретить. Но не запретили.

«Барышников — явление. И очень интересный человек. Он до последнего времени передавал нам приветы со словами: „Я был их первым Адамом!“, — рассказывала Наталья Касаткина aif.ru. — В Мише нет деталей, он весь яркий… Они с Володей, бывало, до глубокой ночи придумывали приёмы, особенно в прыжках. Как Мишка прыгал — с ума сойти. Прыжки из „Сотворения мира“ так и называются — „прыжки Барышникова“. Никто не мог такие делать!»

«Барышников — гений. Невероятная силища. Но с собой он справиться не мог», — вздыхала балерина.

В 1976-м в жизни Касаткиной и Василёва настал новый этап: они возглавили Хореографический концертный ансамбль «Молодой балет», которым до них руководил Игорь Моисеев. Этот проект они «тащили» на протяжении почти полувека — ставили в нем свои спектакли, в том числе и «Весну священную», много гастролировали по стране и за рубежом. В 1992-м «Молодой балет» превратился в Государственный академический театр классического балета под руководством Касаткиной и Василёва.

Василёв скончался в 2017-м, в возрасте 86 лет. Касаткина пережила его на 7 лет, продолжая руководить их общим театром. И до конца жизни истово верила в силу балета, считая русский балет «очень крепким», способным пережить любые невзгоды.

«Русскому балету присущ особый дух. Когда люди смотрят наши спектакли, они смеются, плачут. В зале нет равнодушных», — говорила она в интервью и добавляла, что даже этому «духу» нужны лидеры, подобные Григоровичу.

Или подобные таким энтузиастам, какими были Наталия Касаткина и Владимир Василёв.