«Ирония судьбы, или С легким паром!» — культовый советский фильм, традиция смотреть который под Новый год существует во многих российских семьях. Снимались они в домах, существующих до сих пор. Интересно, что оба здания находятся в Москве.
А был ли адрес
Пожалуй, любой кинолюбитель, особенно смотревший популярное советское кино, сможет без запинки назвать адрес, по которому проживали герои «Иронии судьбы». Конечно же это 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Разница лишь в том, что, по сценарию, Женя Лукашин проживал по этому адресу в Москве, а Надя Шевелева — в Ленинграде, то есть, по-современному, в Санкт-Петербурге.
Однако такого адреса сейчас нет ни в одном из городов. Дело в том, что в Санкт-Петербурге улиц Строителей было две, и они сейчас переименованы. В Москве же 3-я улица Строителей действительно была, и на ней действительно стоял дом № 25. Судя по историческим снимкам, он представлял собой типовую пятиэтажку. В настоящий момент этот дом уже снесен, а на его месте находится газон с молодыми деревьями. Да и саму улицу переименовали, сейчас она носит имя Марии Ульяновой.
Однако даже снесенный дом на переименованной 3-й улице Строителей, на самом деле, никакого отношения к фильму не имеет. Оба дома — «ленинградский» и «московский» — находились на проспекте Вернадского, не так далеко от «сценарного» адреса, ближе к станции метро «Юго-Западная».
Табличка как напоминание
Вопреки сценарию, дома 125 и 113 на проспекте Вернадского, в которых «жили» Женя и Надя соответственно, находятся не в разных городах, а буквально в ста метрах друг от друга. Типовыми они никогда не являлись и были, наоборот, экспериментальными и по тем временам инновационными: таких в городе всего три и построены они были по индивидуальным проектам в 1970 году. Также в угоду «картинке» была изменена и нумерация подъездов: на самом деле, первые подъезды этих зданий расположены во дворах, и пейзаж вокруг, по крайней мере сейчас, заметно отличается. А вот обстановка у ближайших к проспекту, пятых подъездов, действительно очень похожа. Неудивительно, что киногерой Лукашин мог их перепутать.
Сейчас сами входные группы сильно отличаются от состояния конца 70-х годов: так, в «Надином» установили глухую дверь, а панорамные окна заложили кирпичом. О кинематографическом прошлом напоминает лишь табличка в виде дипломата с банным веником и надписью. Эти памятные доски повесили на оба подъезда в 2007 году, а открывать их приезжал сам Эльдар Рязанов. Однако на «Женином» подъезде ее позже по неизвестным причинам демонтировали.
Обычные жильцы
Пожалуй, самым удивительным для кинолюбителей, привыкших ассоциировать этот фильм с новогодним чудом, будет тот факт, что живут в этих домах обычные люди: внимания прессы не любят, и вместо того, чтобы отвечать на вопросы журналистов, спешат по своим делам.
По их словам, туристы и любители кино их особо не беспокоят, лишь изредка кто-то остановится да сделает фото таблички. Все же с момента выхода фильма прошло почти 50 лет, и его популярность, видимо, как и эпоха, которую он описывал, прошла. Но как явление и как история о новогоднем чуде, эта картина, несомненно, останется в сердцах россиян навсегда.