Фермером Николай Патока стал по воле судьбы. В годы перестройки прекратил своё существование Падунский асфальтный завод, где Патока работал заместителем директора по снабжению.
– Вот с того времени, с 1992 года, сею и пашу, – говорит Николай Николаевич. – Возьму в аренду 50-60 гектаров земли, посею зерновые, уберу урожай на стареньких «Нивах». Честно признаться, изначально сеял как попало и что попало. Отсюда и «урожаи».
– Сельское хозяйство требует серьёзного подхода, тогда оно даёт хороший экономический эффект, – заключает Патока.
Сейчас во владениях фермера более 400 га земли, которую он взял в аренду. Из них 250 гектаров в работе, 200 га оставлены на пары. Для хранения зерна купил складские помещения и гаражи бывшей падунской сельхозтехники. Один гараж на 800 кв. м. уже отремонтировал. Работы здесь еще много. Немало сил потребуется, чтобы восстановить разрушенные здания и благоустроить территорию площадью более одного гектара.
В этом сезоне Николай засеял почти 200 га земли ячменём, пшеницей, овсом. На следующий год планирует вдвое увеличить посевные площади.
– Я засеваю зерновые культуры, пригодные для кормосмеси, – поясняет Николай. – У меня в хозяйстве свиньи, коровы, тёлки, много птицы. В прошлом году собрал 200 тонн зерна. Часть продал, купил солярку, часть оставил на корма, часть – на семена. В этом году ещё больше на семена оставлю.
Агрономические навыки приходят с годами, с опытом. Николай тесно сотрудничает с главой КХ «Бекон» Александром Столяровым и его главным агрономом Сергеем Уваровым.
– Толковые мужики, – уверяет Патока, – дело своё знают. Они – мои главные консультанты. Что непонятно, сразу же им звоню или еду. Столяров всё уговаривает меня картошкой заняться. Молодец он! Такой целеустремлённый, упёртый. Все бы такими были! По технической части выручают токари, работающие у Сухинина в «Темпе». Техники у меня полный комплект: семь тракторов, четыре комбайна, новый опрыскиватель для химобработки полей.
Выделенный администрацией грант в размере 1 млн 365 тысяч рублей мне здорово помог! – говорит Патока.
– На эти деньги приобрёл колёсный трактор, сеялку, опрыскиватель, комбайн «Енисей-1200» в хорошем состоянии. Очень удачно купил!
– Не поверите, – признаётся Николай, – я раньше комбайна боялся как чёрт ладана. Шарахался от него. А сейчас с удовольствием работаю, хлеб убираю.
Для ремонта техники у фермера свои мастерские, склад для запчастей, свой сварочный аппарат, различные станки. Местные мужики с удовольствием подрабатывают здесь в горячую пору.
Одному Николаю, конечно же, не справиться с таким огромным хозяйством. Выручают временные рабочие. Главные помощники – жена Надежда, дочь Татьяна с мужем Денисом. Дочь с матерью занимаются торговлей. На хозяйке и весь дом держится площадью свыше 200 квадратов. Сама готовит обеды для рабочих. Если надо, сама еду на поле привозит.
Татьяна отвечает за животных.
– А ещё за всех бездомных собак, – добавляет отец. – Собирает их по всему поселку, выхаживает. И ничего с ней не поделаешь! Дело благородное, но хлопотное.
Зятя Дениса он переманил из города, построив им с дочерью дом на 120 квадратов.
– Я за свою жизнь уже шесть домов построил, – говорит Патока. – Сам местный, падунский. Здесь родился и вырос. Все отсюда убегают, а я всё строю и строю…
Если честно, когда мы в Падунской искали усадьбу фермера, я сразу даже не обратила внимание на большое кирпичное здание, внешне больше похожее на офис или торговый центр.
– Вы правы, – говорит Николай. – Здесь строили здание под кафе. Лет 25 на-зад его выставили на продажу. Я его купил, достроил – получился жилой дом. Год бригада работала. Изнутри утеплил современными стройматериалами, даже в сильные морозы в доме жарко.
Как утверждает хозяин, его дом всегда полон гостей, особенно охотников.
Охота – главная страсть Николая.
– Моя «болезнь» – снегоход и охотничья собака Шарик, – говорит он. – Некоторые обижаются, дескать, гоняю на снегоходе, дичь распугиваю. А я не распугиваю. Догоню лося или косулю, поглажу и отпущу, – то ли в шутку то ли всерьёз говорит Николай. – Я им зерно вожу, кабанов из соседнего Топкинского района заманил. Вывалил пять тонн старого зерна в лесу, они и потянулись к кормушке. Кабаны – звери осторожные, но опасные. Вепрь больше 300 кг весит, в длину до трех метров достигает. Не люблю убивать дичь. В сезон охоты убью утку, чтобы собака навыки не потеряла, и достаточно. Она у меня умница.
Напоследок фермер показывает свинарник.
– Мои свиньи живут в спартанских условиях, в большом загоне. на территории есть небольшой водоём, где они любят в грязи поваляться. На то они и свиньи! Кормлю их только комбикормом и травой. Никаких биодобавок, ускорителей роста. Всё экологически чистое, своё. Покупатели постоянные. Приезжают серьёзные люди из города, ещё никто не жаловался. Свиноматки свои. Занимаемся селекцией, кровь постоянно обновляем. Отлично себя зарекомендовала одесская порода. Тарасовский фермер Дмитрий Шнепо завёз хорошую породу, с ним договорился, возьму у него поросят.
В период массового опороса свиноматок Николай слабеньких поросят раздаёт бесплатно односельчанам и кормами помогает. Бери, выхаживай! В большом стаде им не выжить, а у заботливого хозяина вырастут.
– Это что, как при коммунизме? – спрашиваю хозяина.
– Почти. Но никто не наглеет. Берут по потребности, сколько надо, – уверяет Николай. – Хрюшки, тёлки, коровы – это моё вспомогательное производство, источник продовольствия и «живых» денег. Главное же направление – зерновое. На него ставку делаю. Пока не проиграл.