Нина Ильинична Ратушняк, в девичестве Жевлакова, коренная ереминская. А вот муж ее, Михаил Иванович, из д.Александровка Лебедевского сельсовета.
Теперь этой деревеньки уж нет на карте. Ушел из жизни и старый ветеран. Всю войну прошел Михаил Иванович. В родные края вернулся только в 1947 году. Служил радистом. Награжден орденом Красной звезды, медалями за боевые заслуги.
В Еремино приехал работать бухгалтером, там-то ему брат Тихон и присоветовал взять в жены Нину Жевлакову. В то время девушка с семьей жила на казарме (235-236 км), между Еремино и Морозово.
– Мой отец тогда избу купил в Калинкине и сам построил дом на казарме, – вспоминает Нина Ильинична. – Мама устроила меня техничкой, потом и кюветы копала, и пути подметала. Была подсобной рабочей у строителей, дранку подносила, даже сама решетки набивала.
Когда переехали в Еремино, устроилась в колхозную пекарню. На краюшку себе зарабатывала.
Нина Ильинична вспоминает, что в былые времена, во время уборочной страды, зерно сыпали вдоль полосы поля, а убирать его не всегда успевали. Так вот она, вместе с другими, ходила мыть это зерно через сачок, дома его сушили, дробили через жернова, а потом варили пшеничную кашу. Ячмень в ступке толкли, сеяли через сито и тоже кашу варили. Мыло из яиц делали.
– Мама набьет с десяток, даст веселку и заставляет взбивать яйца до густоты, – вспоминает Ратушняк. – Потом добавит каустическую соду, выльет на лист. Когда масса загустеет, веревочкой порежет на кусочки. Получалось желтое яичное мыло. Варили мыло и из кишков животных.
Жили трудно, но люди не унывали, собирались вечерами на «точки». Песни, частушки под гармошку. Как замечательно играл мой муж, Михаил Иванович Ратушняк! В праздники семьями собирались и переходили из одной избы в другую. А как пели! Сейчас молчит деревня. Песни заменили телевизоры да компьютеры.
В этом году Нине Ильиничне исполнилось 80 лет. Позади долгая, нелегкая жизнь. Последние годы она работала в медпункте техничкой, восемь лет была депутатом Морозовского сельсовета. С мужем Михаилом Ивановичем подняли пятерых детей. Сейчас в Еремине живут двое сыновей – Виктор и Николай.
Гармонь Михаила Ивановича теперь хранится в районном историко-краеведческом музее. Может, и разольется еще она переливами в чьих-то умелых руках