Как члену Общественной палаты Кемеровской области мне посчастливилось побывать в д.Марьевке на «Федоровских чтениях».
Впервые я еду, не зная куда. Полностью доверившись организаторам, ранним утром приехала в Кемерово, в областную библиотеку имени Василия Федорова, где нас посадили в автобус, мы отправились.
По дороге главный библиотекарь областной библиотеки Вера Лаврушкина познакомила нас с программой путешествия, представила гостей, находящихся с нами в автобусе: поэты из Ленинск-Кузнецкого, Мысков, Беловского района, родная племянница Василия Федорова Ольга Петракевич, специально приехавшая из Новосибирска; члены Общественный Палаты, участники первого этапа Всероссийского литературного конкурса самодеятельных поэтов «Хочешь ведать, как писалось», посвященного 100-летию поэта В.Д.Федорова, и просто неравнодушные люди. Вот в такой компании мне предстояло поехать на «Федоровские чтения».
Где находится деревня Марьевка, я понятия не имела, но именно мое незнание и послужило тому, что к концу путешествия я была на грани сумасшествия от счастья.
Итак, чтобы двухчасовая поездка не казалась скучной и тяжелой, Вера Ивановна взяла на себя роль экскурсовода.
Уж насколько глубоко я знаю историю Кемеровской области, но здесь получила столько новой информации! Поделюсь ею с читателями.
Существуют две версии происхождения названия нашей столицы Кузбасса. Первая: слово «кемер, кемир» происходит от тюркского «берег, утес, обрыв», но позже решили переводить как «каменный обрыв над рекой».
Вторая: название города связано с фамилией первопоселенцев – Степана Кемерова (по документам – Кемирова), жившего в конце XVII-начале XVIII веков в Верхотомском остроге, и его сына Афанасия, основа-вшего поселение, которое так и называлось – деревня Кемерова.
Все считают, что Василий Федоров – уроженец д. Марьевка, но на самом деле он родился в 1918 го-ду в с.Усть-Искитимское Томской губернии. Отец, Дмитрий Харитонович, умер в Анжеро-Судженске от тифа, когда матери, Ульяне Наумовне, не было еще 40 лет.
Родная дорога
Вера Ивановна очень много рассказывала о семье Василия Дмитриевича. Мое же сердце готово было выскочить из груди. Мы ехали по дороге в сторону моей родины, с которой я не виделась три года. Да, три года прошло с тех пор, как мы с волонтерами ездили в мой родной Красный Яр Ижморского района.
От Березовского до Анжеро-Судженска мы слушали музыкально-поэтические композиции в исполнении автора и барда Виктора Егорова. Нас сопровождала знаменитая сибирская тайга, которая занимает 70% Кемеров-ской области.
Именно в этой тайге вместе с дядей Геной, родным братом моего отца, я постигала тайны природы. Здесь же впервые в детском возрасте вживую встретилась с рысью. Вместе с бабушкой Анной я ходила по тайге за колбой и клёпушками (так в нашей местности называют жимолость). Именно здесь я впервые познала вкус родниковой воды. Все это живыми картинами встало передо мной. Слезы на глазах, блаженная улыбка на губах…
Вот проезжаем Яю. Раньше у нас ходила шутка с бородой: в Москве живут москвичи, в Японии – японцы, в Китае – китайцы, а в Яе?
Яя – переводится как «пастбище», стоит на реке Яя, поэтому полный перевод – «летние пастбища на реке». Сейчас на территории Яйского поселения находится нефтеперерабатывающий завод (лично для меня это было полной неожиданностью!)
Вера Ивановна рассказывает о Лысой горе. Эта гора – культовое место. Именно здесь археологи нашли уникальные предметы, которые относятся к раннему Средневековью.
Затем – деревня Ольговка с ее роскошными и уникальными березовыми рощами. Вообще, березы – самое красивое, что могла придумать Природа.
Подъезжая к Марьевке, узнали про уникальность этого селения. Здесь живут очень добрые люди. В семьях много детей, взятых из детских приютов, детских домов, Домов малютки. Есть семьи, в которых до 17 приемных детей!
Ну здравствуй, Анджела Дэвис!
Встречали нас хлебом-солью, вкуснейшими блинами по рецептам мамы и бабушки Василия Дмитриевича. Угощал глава поселения Роман Васильевич Арышев и самодеятельный коллектив Марьевского СДК. Блины – ну оооочень вкусные!
Затем нашу делегацию проводили на усадьбу Федорова, где начался митинг, посвященный «Федоровским чтениям».
Есть у Федорова стихотворение, посвященное Марьевке. А меня откинуло на много лет назад. Вечер. Я только приехала с Красного Яра. Не могла уснуть. На ум лезли всякие мысли типа «вырасту, поеду туда жить и работать…»
На ум пришли стихи, которые я записала:
Вот и осень проходит
И зима на носу,
Ветер хладный гуляет,
Расплетая косу.
Низко гнутся деревья,
Тихо стелет трава…
Спать уходят медведи,
Птицы – в теплы края.
Я стою у дороги,
И смотрю в этот мир.
Вспоминаю я речку,
Деревенский пустырь.
Как купалась с ребятами
На реке Алчедат,
Как играли в «баталки» мы,
Как ходили гулять.
И сжимает сердечко
Какая-то грусть.
Ведь все это – детство,
Куда не вернусь.
Мне было тогда 13 лет.
Экскурсия по дому-усадьбе и к роднику… Мостик, рядом пастушок играет на свирели. Тут же девушки в русских одеждах с венками из разнотравья на голове продавали календарики, магнитики, фотографии.
Приятно в жаркий, солнечный день испить прохладной воды из самого настоящего родника. Вода имеет чуть сладковатый привкус. В детстве мне бабушка говорила, что это от того, что родники омывают корни деревьев и растений, вбирая в себя их целебную силу. Я до сих пор в это верю!
Тут ко мне подходит бабушка, с которой мы вместе ехали в автобусе, и радостно восклицает: «Анжела!» Я смутилась. Как-то неудобно сказать, что она ошиблась. Не успела ничего сказать, бабулечка радостно продолжила: «Анджела Дэвис! Ну, вылитая! Ты, наверное, и не знаешь, кто это?»
В голове как-то быстро промелькнули остаточные знания с уроков истории: «борьба за права негров… тюрьма… Америка…» Причем тут я? «А тебя как зовут?» – «Елена» – «Вот и отлично, Анжелочка, буду тебя так называть, пойдем покушаем».
В автобусе мы сели вместе, но вместо рассказов об Анджеле Дэвис я услышала другое: «Ты волонтерским движением занимаешься?.. Да-да, сейчас это модно. Только нас, серебряных волонтеров, почему-то ваш РСМ не берет. Раньше с нами работали, вместе мероприятия проводили, а сейчас там молодежь одна…»
Сказать, что я удивилась, ничего не сказать. Кто такие «серебряные волонтеры»? «Да это мы себя так называем, из-за возраста», – пояснила баба Люда с Ягуновки, показывая на свои седые волосы. Вот оно что. А я хотела гугл в помощь звать. Хотя дома все-таки воспользовалась интернет-услугой и узнала, кто такая Анджела Дэвис. (Для справки: феминистка, революционерка, национальная героиня, борец за права негров). И совсем я на нее не похожа. Разве что чуть-чуть…
Перемещение в прошлое
После вкусного обеда – посещение литературного кафе на площади Марьевского СДК. Здесь же – местный Марьевский Арбат, где, как и положено, художники пишут портреты, мастера продают свои поделки (самодельные свечи, куклы-обереги, украшения и картины из природных материалов, вязаные игрушки и многое другое, изготовленное руками детей и взрослых).
В фойе самого СДК – фотовыставка «Листая прошлого страницы», на втором этаже – музей имени Федорова.
Для меня эта поездка стала перемещением в прошлое, во времена моего детства.
Русская печь в усадьбе Федорова – а передо мной картина, когда мы с братьями и сестрой, накатавшись на санках, скинув дома всю одежду, стоящую колом от снега, бежали к такой вот печке греться. Печь топили исключительно березовыми чурками. Дрова занимали огромную бывшую конюшню, в которую, в целях безопасности, нам ходить не разрешалось. Да я и сама боялась туда ходить!
Река Яя, как в кинематографе, у меня превратилась в реку Алчедат. Во времена моего детства не было столько запретов, поэтому мы не боялись утонуть и спокойно сбегали из дома на речку, где проводили целый день. А вечером получали свою долю трепки крапивой по мягкому месту, чтобы потом с гордостью демонстрировать волдыри от крапивы на ногах и на руках.
Нам рассказывали о породах лошадей, которые выводят в здешних местах, а перед глазами – пастбища нашей деревни, где с ранней весны до поздней осени паслись сотни коров разных пород. Помню, всегда удивлялась: ну как хозяева среди сотен Зорек и Марьюшек находят именно свою?
Самое интересное было, когда корова сама откликалась на голос своей хозяйки. Ох, и умными мне тогда казались наши коровы!
К концу фестиваля мы посетили концерт, на котором наслаждались многоголосьем хора «Сибирячка» Марьевского СДК, творчеством Василия Егорова, оригинальностью постановок «Танцагентства» из Юрги.
Больше всего меня впечатлили музыкальные композиции под гитару Владимира Гулевского. Звуки гитары уносили в мир фэнтези, где переплетается реальность и фантазия, прошлое и настоящее: усадьба, снежная горка возле дома бабушки, река Алчедат, таежные родники, Назаркина гора…
Следующая композиция – другие видения: дым из труб домов зимой, сугробы ростом с дома, туман над рекой, утренняя дымка над тайгой, жимолость с сахаром в зеленом бидоне, запах свежего белья, прополощенного в Алчедате…
Путешествие по настоящему в прошлое закончилось. Я счастлива от того, что земля, которая вырастила великого поэта Василия Федорова, которая привлекает к себе людей со всего мира, земля, которая хранит в себе историю нашего народа, его культуру, его ценности, – это моя земля, моя Родина!