Домой Спецпроект "Вниз по Ине" Соловей Набиджанов

Соловей Набиджанов

1349
0

Казимировы

В 1933 году помещение, где находился «Народный дом» сельхозартели «Новостройки Сибири», отдали  драматическому кружку. В нем участвовали и взрослые, и дети. Сами шили костюмы. Руководил кружком 28-летний Николай Нарымский. Артисты ставили не только сценки на революционную тематику, но и классические пьесы.

А на краю деревни, около реки Ини, в сельхозартели «Успех» стоял большой двухэтажный дом зажиточного крестьянина, отца шестерых детей Василия Гурьяновича Титова. Хозяина в 1934 году раскулачили и выслали из села, а дом отдали Верх-Камыслинскому сельскому Совету. Сельский Совет организовал на втором этаже «ликбез», а на первом – клуб.

В 1954 году колхоз купил в клуб гармошку-полухромочку. В этом же году начали готовить с участием молодежи небольшие концерты к знаменательным датам, колхозным собраниям. Когда в деревню привозили кино, в клубе яблоку негде было упасть. Кино было немое, парни по очереди крутили динамо-машину. После кино – танцы.

В 1957 году под клуб отдали дом, стоявший на месте современного детского сада. Заведующей назначили Лину Александровну Заткову. Она отработала пять лет.

В 1970 году в Еремино приехали супруги Казимировы – Джан Васильевич и Людмила Владимировна с тремя сыновьями – Женей, Сережей и Сашей. Людмила сплотила вокруг себя молодежь, увлекла всех. Ее назначили художественным руководителем, а завклубом стала Надежда Михайловна Новоковская. Эти женщины на такой уровень подняли работу, что в 1972 году клубу было присвоено звание сельского Дома культуры.

В это время был организован ВИА «Эврика». Участниками ансамбля были Николай и Александр Ратушняк, Марина и Павел Гаазе, Владимир и Людмила Набиджановы, Тоня Лысова, Сергей и Виктор Горбуновы, Володя Королев, Виктор Харитонов.

Ударные инструменты, гитары, орган помог приобрести отдел культуры (А.И.Наумова). баян купил И.И.Ясько, председатель колхоза «Ударник полей». За I место в районном фестивале в 1972 году СДК подарили радиолу.

Большую лепту в развитие ансамбля внес Николай Ратушняк. Его руками была собрана вся аппаратура: усилители, микрофоны, колонки.

Особой любовью у зрителей пользовался Володя Набиджанов. его называли сибирским соловьем.

В 1977 году Казимировы переехали в Шуринку.

Через год после отъезда Казимировых ансамбль распался. Состав участников часто менялся, а вскоре репетиции стали бессмысленны.

Надежда Михайловна Новоковская стала проводить вечера отдыха, конкурсные программы. Устраивала шахматные турниры, бильярдные игры.

В 1981 году директором СДК была принята Валентина Ильинична Сорокина, учитель начальной школы. Она занималась не только со школьниками. Потянулись и взрослые: Павел Федорович Гаазе, аккомпаниатор, певуньи деревни: Надежда Ивановна Харитонова, Екатерина Михайловна Лысова, Валентина Федоровна Набиджанова. Такое впечатление, что эти женщины пели с утра до вечера. На дойку – с песнями, на работе – с песнями, с ними и домой возвращались.

Привёз Иван из Германии магазин

В переулке Школьном стоит за зеленой оградой красный кирпичный дом. Это бывшее здание начальной школы.

Живет в нем Людмила Николаевна Вьюнова из рода Титовых (по материнской линии). Она вынесла нам металлическую коробочку: «Семейная реликвия, осталась от деда с гражданской войны – магазин под патроны.

Мой дед, Иван Андреевич Титов, здешний, ереминский. Родился в 1897 году. В 1916-ом его забрали на первую мировую войну. Служил в царской армии уланом. А когда началась Гражданская, деда призвали в армию Колчака. Недолго он воевал, дезертировал, скрывался в Пор-Искитиме. Там и познакомился с бабушкой – Матреной Федоровной Худяковой. Вскоре они поженились.

Бои шли в п.Плотникове, на военной горе. Старожилы рассказывали, что жестокая была схватка с колчаковцами, много людей полегло.

Хватил дед лиха и в Великую Отечественную. Призвали его в 1942 году, дошел до Кенигсберга. Из Германии он и привез трофей – магазин к пулемету. А еще часы и покрывало.

У бабушки с дедушкой пять детей: Леонид, Виталий, Клавдия, Валентина, Александр.

Леонид женился на Матрене Нарымской. ее отец, Николай Игнатьевич, был первым председателем колхоза в Еремине. Валентина Титова – моя мама.»

Род Титовых разросся, подрастает уже четвертое поколение. Каждый год, летом, родственники собираются. Летят они со всех уголков нашей страны – Санкт-Петербурга, Уфы, Сургута, Новосибирска… Тянет она, земля ереминская!

Судьба Мелиты

Мелита

Крепким словцом характеризует годы страшной фашистской чумы Мелита Карловна Заувервальд. Даже сейчас, спустя много лет, ее лицо искажается при воспоминаниях о войне.

Мелита окончила 4 класса, когда ее семью из Украины отправили в Сибирь.

– Мы, немцы, сначала в конюшнях ночевали. Но в чем мы были виноваты? Отца сразу в трудармию забрали. Там его голодом и заморили. Положили потом бездыханное тело на телегу, привезли на место и сбросили в яму. Дощечкой накрыли (на гроб досок не дали) и закидали землей.

Жилищем для высланных в Сибирь стал сарай:

– Овечек выгнали, а нам там нары сделали. Было очень холодно, печка еле спасала. мы ее топили березовыми дровами.

Много работали. Я плугарила, трудилась на сеялке, стогоправом. Зерно ночью на быках возили, да и сеяли тоже, бывало, ночью. Одна сядет на бричку, другая быка ведет, потом менялись.

Каждую неделю мы, репрессированные, отмечались в милиции. А до участка километра четыре.

Наш разговор с Мелитой Карловной прерывает гостья. Навестить хозяйку пришла 81-летняя Нина Ивановна Губарева.

– Каждый день хожу к подруге, живем ведь через дорогу, – улыбается Нина Ивановна.

Через некоторое время дверь вновь открывается. Пришла социальная работница.

– Часто вижу бабушек вместе, хорошо это, – говорит девушка.

Видимо, в беседах, разговорах от Мелиты Карловны отступают тяжелые воспоминанья. Пусть они останутся в прошлом…